Литературные путешествия — лучший способ погрузить учеников в атмосферу русской классики
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Проект «Литературные усадьбы России» — детище учителей-филологов школы «Поколение» из Волгограда. Уже много лет они вместе со своими учениками приезжают туда, где жили и творили писатели и поэты с мировым именем. Для чего нужны такие путешествия, как они проходят и чем объединяют школы из разных регионов, Педсовету рассказала учитель русского языка и литературы Светлана Никулина.

О проекте «Литературные усадьбы России» 

Этот проект — часть программы «Поколение выбирает чтение». Его мы придумали вместе с коллегами Ольгой Порохний и Еленой Дериной. У нас очень читающая школа, поэтому путешествия в литературные места органично дополняют учебную программу.

Что дают такие поездки? В первую очередь, дети начинают иначе смотреть на то, что изучают на уроках литературы. 

Одно дело — знакомиться с биографией поэта и читать его стихи в классе. И совершенно другое — делать это в атмосфере места, где он жил, где не просто понимаешь, но и чувствуешь смысл тех или иных строк. 

В таких путешествиях познается не только литература, но и история нашей страны, ее география. Самый частый отзыв от ребят, многие из которых не раз бывали за границей: «Я поражен тем, что у нас можно такое увидеть». Так что наш проект — еще и про воспитание любви к Родине, гордости за нее.

Какие маршруты мы выбираем

Составляя маршруты, мы обращаемся к писателям, чье творчество дети изучают на протяжении всей школы. Начали мы с Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, потом добавились Чехов, Есенин, Булгаков. В перспективе планируем «пройтись» по Серебряному веку — съездить в места, связанные с Цветаевой, Ахматовой, Гумилевым. 

Обычно маршруты предлагают педагоги, но уже был опыт поездки по запросу старшеклассников: ребята захотели побывать в есенинских местах. 

Были и внезапные открытия. После путешествия по булгаковской Москве у нас оставалось время до отъезда, и мы решили побывать в писательском поселке Переделкино. В доме-музее Чуковского нам попался молодой экскурсовод, влюбленный в свою работу. Он нас буквально заворожил: у него все продумано — интересные вопросы, меткие шутки, нужные атрибуты (например, герой сказки — огромный игрушечный крокодил). Это спонтанное мини-путешествие неожиданно для всех принесло мощный образовательный результат. 

Литературные путешествия — лучший способ погрузить учеников в атмосферу русской классики
Путевые заметки учеников школы «Поколение». Источник: личный архив Светланы Никулиной

Маршруты проекта «Литературные усадьбы России»:

М. Ю. Лермонтов — Тарханы (Пензенская область), Пятигорск (Ставропольский край);

А. С. Пушкин — Михайловское, Пушкинские горы (Псковская область), Болдино (Нижегородская область);

И. С. Тургенев — Спасское-Лутовиново (Орловская область);

Л. Н. Толстой — Ясная Поляна (Тульская область);

А. П. Чехов — Мелихово (Московская область);

С. А. Есенин — Константиново (Рязанская область);

М. А. Булгаков — Москва; 

К. И. Чуковский — Переделкино (Москва);

В. А. Каверин — Псков.

Как проходят путешествия

Каждая поездка требует тщательной подготовки и организации. Сначала дети проходят спецкурс — изучают биографию и основные вехи творчества писателя. На это в первом семестре выделяется четыре часа. Ребята защищают различные проекты: презентации, стенгазеты, фотоальбомы. Затем обязательно учат стихи автора, а педагоги помогают их подобрать: младшим — произведения о природе, старшим — патриотические или любовную лирику. Но здесь важно, чтобы впервые стихи прозвучали уже в самой усадьбе, поэтому данный этап — абсолютно не публичный.

Часто для путешествия мы готовим костюмы эпохи. Театрализация очень нравится детям, они с удовольствием продумывают детали одежды, привлекают родителей. Так, перед поездкой в имение Лермонтова девочки озадачились подбором аксессуаров — перчаток, сережек, вееров, а с мальчишками мы шили эполеты: делали картонную основу, искали желтую бахрому. 

Бывает, что в путешествие едет всего 10 человек, а бывает и 35. Обычно собираются разновозрастные группы – с четвертого по одиннадцатый классы, иногда ребята приглашают с собой братьев, сестер, друзей. Уже сложился творческий костяк — это те дети, которые участвуют в каждой поездке.

Путешествуем мы на поездах. В дороге царит творческая атмосфера: ребята репетируют, за этим наблюдают первые зрители — пассажиры вагона, это тоже очень волнительно. Ну, и наконец, на месте нас ждет не просто экскурсия, а само событие, к которому мы столько готовились.

Например, во время поездки в Тарханы мы арендовали зал, где сейчас проводят балы и театрализованные представления. Там стояли рояль, старинная мебель, из окон было видно всю красоту усадьбы, ребята переоделись в приготовленные костюмы. Конечно, в таком антураже отрывок из «Маскарада» произвел сильное впечатление. А в Константинове старшеклассники читали лирику Есенина на фоне словно парящего в воздухе огромного портрета поэта, растянутого над рекой. И это тоже вызвало бурю эмоций, но абсолютно иных. Все наши путешествия совершенно не похожи друг на друга, и это прекрасно.

Литературные путешествия — лучший способ погрузить учеников в атмосферу русской классики
Путешествие в Константиново. Источник: личный архив Светланы Никулиной

По итогам конкурса чтецов мы вручаем призы. Как правило, это книги. Но книги честно заработанные, поэтому ребята относятся к ним очень трепетно. Помню, один из учеников так гордился полученным томиком Лермонтова, что на обратном пути постоянно держал его на столике в вагоне и все время на него посматривал.

По возвращении домой всегда планируем какую-то рефлексию — отголосок поездки. Это может быть фотовыставка или творческое событие, где мы рассказываем остальным ученикам о своих впечатлениях. Опять же у нас остается огромное количество фотографий и фильмов о поездке — их используем на занятиях других классов. Были случаи, когда во время путешествия возникала идея фотоконкурса, а итоги мы подводили уже дома, голосуя в соцсетях всей школой. 

Будущее проекта и новые идеи

С проектом «Литературные усадьбы России» в 2021 году я приняла участие в конкурсе «Вклад учителя», где у нас завязалась дружба с Ольгинской гимназией в Пскове: мы активно общаемся, проводим мероприятия в Zoom и даже шлем друг другу посылки с подарками. В будущем ждем новых друзей в гости и планируем совместное литературное путешествие.

Литературные путешествия — лучший способ погрузить учеников в атмосферу русской классики
В Ольгинской гимназии (г. Псков). Источник: личный архив Светланы Никулиной

Кроме того, появились мысли организовать совместный конкурс чтецов с филологами из Рязани. Заинтересовала и театрализация в школе, которой занимается Алина Миронова. Есть просто родственные по духу школы, в которых хотелось бы побывать и набраться опыта. Очень много пока нереализованных идей, но они есть, поэтому рано или поздно мы доберемся до них.

На конкурсе я получила и новый опыт в совершенно неожиданной сфере. На одном из этапов мне досталось задание воплотить на практике образовательный сценарий педагога Николая Пронева: использовать в своей работе чат-бота. Я должна была подключить эту программу, показать, что в будущем она может заменить человека, и научить детей, как самими не стать похожими на робота.

Мне помог наш учитель информатики — мы вместе во всем разобрались, и он взял на себя техническое сопровождение. В этот момент мы как раз изучали творчество Брэдбери, многие рассказы которого как раз о власти машин над человеком. В результате получилось яркое событие для всей школы: мы слушали аудиозаписи и анализировали лексику людей разных профессий и возрастов, «оживляли» смайлики, по школе ходил робот. Очень интересный опыт получился. А ко всему этому нас побудил именно «Вклад учителя», где в результате я стала призером в номинации «Робототехнику в школу».

5 тезисов о работе учителя

1. Чтобы знать предмет, его нужно учить.

В сегодняшней гонке за всевозможными интерактивными формами работы никогда не откажусь от постулатов советской школы. Учить предмет нужно. Систематически. Ежедневно. Запоминать. Отвечать. 

2. Нужно относиться к ученикам, как к своим детям.

Всегда выстраивала отношения с детьми через ответ на вопрос: а если бы на месте ученика был мой собственный ребенок? И все сразу вставало на свои места. 

3. Внеурочная жизнь имеет большую ценность.

Работу детей вне урока считаю не менее важной, чем уроки, а возможно, даже важнее. И здесь я тоже учитель: всегда организую, направлю, предложу книгу, помогу раскрыться таланту.

4. Урок — это «событие».

Для меня событие — это эмоциональное проживание с пользой. Но, чтобы оно прошло максимально удачно, необходимы три вещи: умный взрослый, грамотная подготовка и поощрение детей. 

5. Главное — это любовь к школе.

Школа — это мое. С детства не представляла для себя другой профессии. Сейчас могу похвастать тем, какая я богатая: сегодня праздник, завтра – экзамен, потом — поездка, затем — посиделки с детьми. В этом весь смысл моей учительской жизни.


Источник