Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Наталия Киселева, по образованию — учитель математики и информатики, а ныне — заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, делится мыслями о том, какие перспективы в педагогике есть у искусственного интеллекта.
Может ли робот заменить учителя?
Вопрос этот задают мне ежегодно уже лет десять. И каждый раз я уверенно отвечаю: «НЕТ!». В период пандемии он звучал очень часто, в последние месяцы — реже. Но тема не исчезает, обновляется, дополняется новыми аргументами и возникает в образовании снова и снова. И каждый раз удивляюсь: «Что, опять?». Вот вроде сотни раз говорим: «Нет, не заменит робот учителя!». И наша общая задача не допустить этого! Однако, каждый новый виток развития технологий и роботизации, активного их внедрения во все сферы жизни человека, порождает новые размышления, дискуссии и гипотезы на эту тему.
К слову сказать, в последние годы в мире не раз предпринимались попытки внедрить роботов в образование. Например, в 2009 году японцы представили робота-учителя науки и техники в начальной школе Saya, которая могла выражать шесть основных эмоций — радость, страх, печаль, гнев, отвращение, удивление и имела способность улыбаться. В 2019 году подобный эксперимент прошел в индийским городе Бенгалуру, где в одной из школ «приняли» на работу трех роботов-помощников модели Eagle 2.0, которые обучали детей физике, химии и биологии.
Известный британский аналитик и футуролог Ян Пирсон, чьи прогнозы сбываются с точностью до 80%, предсказывает, что к 2030 году роботы и физически, и умственно превзойдут людей. Однако, даже он утверждает, что профессия учителя относится к категории тех профессий, в которых робот не может в полной мере заменить человека. Кроме учителей, недостижимыми профессиями для роботов называют профессии военных, полицейских и менеджеров.
Самый важный навык, неподвластный роботу, — критическое мышление, то есть определенная система суждений, с анализом вещей и событий, с формулированием обоснованных выводов и умением отличать правду от вымысла, даже очень убедительно и красиво упакованного. Критическое мышление позволяет выносить оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Критическое мышление — один из важнейших навыков в наши дни, который требует постоянного развития у детей и у взрослых.
Роботам неподвластно творчество. Невозможно заменить те сферы жизни человека, где есть хоть капля творчества, потому что творческий процесс невозможно автоматизировать. А значит, совместное творчество учителя и обучающихся останется процессом взаимодействия людей, а не людей и машин. Совместное творчество, совместная деятельность — отличный способ сплочения взрослых (семьи и школы) ради детей.
Невозможно запрограммировать всё, что относят к креативности и креативным индустриям. Артистизм, любопытство, воображение — это качества, присущие только человеку, а они являются важными составляющими образовательного процесса. И с развитием технологий всё большее внимание будет уделяться развитию творчества, креативности.
Коммуникативным навыкам (навыкам качественного устного и письменного общения, умению говорить публично и внимательно слушать) способны научить лишь люди, а не роботы. Рассмотрим на примере изучения языков: при всем многообразии существующих ресурсов, разговорную диалоговую речь можно тренировать только с партнером-человеком, подключая элементы невербального общения, которые доступны только людям. Просто потому что на практике, в жизни, вы ее будете применять с таким же точно партнером-человеком.
Психологи утверждают, что мы не запоминаем точно информацию, которую говорит нам человек, но запоминаем эмоции и ощущения, которые получаем при этом общении. Взаимодействие между учеником и учителем проходит по этим же правилам. Зачастую личность учителя, харизма играют решающую роль в отношении ученика к учебному предмету, да и к процессу обучения.
Этот перечень можно продолжать еще долго.
Чем больше автоматизируется наша жизнь, тем больше мы становимся эмоционально уязвимыми. И я не открою новых истин, говоря, что от знаниевых доминант мы всё больше переходим к эмоциональному развитию и воспитанию, к умению работать с различной информацией, к построению сбалансированной системы обучения и воспитания. И это совсем непростой путь, как может показаться.
Это понимают и ученые-теоретики, и педагоги-практики, родители, да и дети. Делаются определенные шаги, вот только скорость развития и применения технологий, роботизация в разы быстрее, чем строится качественно новое взаимодействие учителей и учеников, семьи и школы, содержания образования и технологий передачи этого содержания. Даже с опорой на опыт десятилетий, столетий развития образования.
Несомненно, изменяются роли и характер взаимодействия «учитель-ученик». Будут изменяться школы, появляться другие образовательные организации, но всегда образовательный процесс будет оставаться сотворчеством людей, площадкой общения и взаимодействия, диалога и развития.
И да, нужно заметить, что учитель — это значимый взрослый для учеников. Учитель — человек, который способен поддержать и посочувствовать, порадоваться за своего ученика и испытать чувство гордости за каждое его даже самое маленькое достижение. Вот об этом хорошо бы вспоминать и говорить чаще, понимать как изменяется деятельность учителя, урок, школа.
Практика показывает, что интернет-ресурсы, инструменты автоматизации и роботизации для образования будут активно развиваться, рутинные процессы автоматизироваться. Но все многообразие образовательных ресурсов не заменит процессов совместной деятельности и развития учеников и учителей. Все, что имеет дело с личностью, мотивацией, творчеством, критическим мышлением — вне зоны риска быть замененным роботами полностью. Если мы хотим жить среди людей, мы должны помнить о том, что человека образовывает человек.