Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
По результатам недавнего опроса, который провела онлайн-школа программирования Geek Brains, 90 процентов родителей считают, что учителя информатики не успевают за развитием IT-технологий. Антон Федоров, заместитель директора по IT в «Новой школе» (Екатеринбург), анализирует сомнения родителей и объясняет, с чем связаны основные проблемы школьных IT-технологий.
Чтобы разобраться в ситуации, нужно, в первую очередь, ответить на вопрос: «что такое школьный курс информатики»?
У родителей представления об этом редко совпадают с реальностью. Одни ожидают, что детей в школе будут учить программированию, другие представляют информатику как пользовательский курс, третьи считают, что детей превратят в системных администраторов.
Но базовый курс ориентирован на формирование основ информационной грамотности обучающихся. Курс дает возможность прикоснуться к азам алгоритмизации и программирования, основам работы с данными, попробовать цифровые сервисы и познакомиться с основами информационной безопасности.
У учителя базового курса информатики есть только 34 урока в год. Это при условии, что ребенок не будет болеть, а уроки не попадут на праздничные дни, репетиционные экзамены, олимпиады или конкурс рисунков «Скажи фастфуду нет».
Парадокс: на информатику выделено меньше часов, чем на ИЗО и музыку, хотя по этому предмету дети сдают ОГЭ.
При этом учебники по информатике действительно не успевают за актуальными техническими новинками. Но разделы по алгоритмизации и программированию, математическим основам информатики до сих пор остаются актуальными. И хороший преподаватель всегда дополнит учебник своими материалами, которые соответствуют сегодняшнему этапу развития технологий.
Да, учителями информатики иногда становятся случайные люди. Существует опасное заблуждение, что на базовом уровне этот предмет способен преподавать любой учитель, который лучше других ориентируется в IT. Но эта проблема актуальна и для других дисциплин. Особенно если в школе они изучаются не на углубленном уровне.
Кроме того, к информатикам в школе отношение «особое»: часто на них вешается все, что хоть как-то связано с цифровыми сервисами. Электронные журналы, базы ОГЭ-ЕГЭ, видеонаблюдение и десяток информационных систем. Если учитель не умеет выдерживать баланс между этими направлениями работы, то непедагогические функции могут забирать ресурс и время на подготовку к занятиям.
Но хороший преподаватель не обязан уметь подключать и настраивать принтер, решать технические проблемы с компьютерами и переустанавливать операционную систему. Мы ведь не носим учителям физики микроволновки в ремонт со словами «Ты же физик, почини!».
Выход из сложившейся ситуации у школ есть: вводить информатику не в седьмом классе, а раньше, в пятом-шестом или даже начальной школе. Многие учебные заведения этим успешно пользуются. Есть удачные примеры, когда в рамках предмета «Технология» изучаются блоки, посвященные IT. Тогда ребенок к седьмому классу уже получает базовые знания по информатике, и у учителя будет возможность дать ребенку немного больше.
А для реального развития ребенка в направлении IT, нужно подключать курсы внеурочной деятельности и кружки в школе, очные и онлайн курсы, которые предлагает частный бизнес. Базовым курсом информатики эту потребность закрыть невозможно.