Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Школьные учителя оценивают учеников с помощью отметок. Репетиторы лишены этого инструмента. Как же тогда родителям понять, какие успехи делает их чадо? И как частному учителю мотивировать ученика без двойки или пятерки? Педсовет попросил репетиторов рассказать об этой стороне своей работы.
Почему мотивировать необходимо
К репетитору приходят совершенно разные дети. Как по возрасту, так и по уровню подготовки, с разной тягой к знаниям и различными целями. Одни пытаются подготовиться к ЕГЭ, другие изучают предмет, чтобы освоить новую профессию, третьих отправила мама из-за троек по математике.
Апокалипсия Армагеддоновна (псевдоним), автор популярного блога «Записки репетитора»:
«Дети часто сами не понимают, зачем им вообще нужен этот загадочный английский. Особенно это касается младших школьников. Плюс ученики приходят ко мне с уже заложенной ненавистью к языку. Для них это какой-то странный урок, где все непонятно, и что с этим делать – тоже неизвестно. Есть и такая стандартная проблема, как банальная лень. Думаю, правда, это не только у детей».
Причем проблемы с мотивацией случаются не только на старте, но и в процессе обучения.
Елизавета Гончарова, автор блога «SeñoraProfesora»:
«Когда дети понимают, что все не так просто, как им изначально казалось, мотивация начинает таять на глазах. Поэтому ее нужно поддерживать искусственно. Уверена, что любые успехи толкают учеников на новые свершения. Поэтому я часто прибегаю к помощи международных экзаменов для поддержания мотивации у своих учеников».
Как повысить мотивацию
Опытные преподаватели используют самые разные приемы и методы.
Елизавета Гончарова:
«Прежде чем взять нового ученика, я провожу небольшое собеседование. И не только для того, чтобы оценить уровень знаний и «поле деятельности». Если я с самого начала вижу, что ребенок не хочет заниматься и инициатива исходит только от родителей, отказываю сразу. Заставить учиться кого-то невозможно, особенно когда этот кто-то сам не платит за занятия».
Помогает и беседа с родителями.
Апокалипсия Армагеддоновна:
«Наиболее сильная мотивация — это пригрозить разговором с родителями. Обычно дети этого не любят, потому что получают нагоняй. Иногда даже сильнее, чем за двойку в школе, ведь тут родители деньги платят».
Репетиторам сильнее, чем школьным учителям, приходится искать индивидуальный подход к ученику.
Апокалипсия Армагеддоновна:
«Кого-то мотивирует элемент соревновательности с самим собой: например, у меня ученики на скорость читают или вопросы задают и так далее. Кто-то начинает активнее заниматься, если невзначай рассказать, что другие ученики его же возраста не могут вот это и вот то. С кем-то надо активнее использовать все, что можно переложить и потрогать: карточки, игрушки и прочее. Универсальных методов нет. И то, что прекрасно работает с одним, может не сработать с другим. Надо пробовать все».
Репетитор может стать ближе к ребенку, чем школьный учитель — налаживание дружеских отношений помогает добиться результатов.
Руслана Проскурняк, репетитор с шестилетним стажем:
«Вы должны быть с учеником друзьями, и тогда нет страха, боязней и начинается магия: ребенок сам хочет учить язык, ему интересно, он хочет быть с вами на одной волне».
Елизавета Гончарова:
«Важно быть собой и выбрать тему, которая интересует и ученика, и учителя. Английский язык — это средство общения, а значит, вам никто не запрещает говорить о компьютерных играх, косметике и френдзоне».
Многие репетиторы говорят о волшебной силе похвалы, когда даже самый незначительный результат обязательно положительно оценивается.
Руслана Проскурняк:
«Есть дети, которым нужна внешняя мотивация: похвала, маленькие подарочки, разрешение поиграть в игру, тут все зависит от возраста. Для детей 7–12 лет и старше такой внешней мотивацией могут быть соревнования, поощрения, поддержка, разговоры о планах на будущее, в котором им обязательно нужно знать английский».
Что делать, если ничего не помогает
Иногда репетиторы сталкиваются с детьми, не желающими двигаться вперед.
Апокалипсия Армагеддоновна:
«Похоже, будто эти дети активно включили режим энергосбережения. Делают ровно то, что от них требуется, и не больше. Ну, не нужен им этот английский и все тут. И все наши «ценные» мотивации: сможешь говорить по-английски, общаться с зарубежными ровесниками, за границей пригодится, будешь читать книги на языке, проходить игры – все это не работает».
Елизавета Гончарова:
«Если человек твердо решил, что ему что-то не нужно, то вы хоть с бубном пляшите, хоть семь раз в неделю занимайтесь, толку не будет. Методика, учитель, пособия или подход не играют в этом случае никакой роли. Это деньги на ветер, конвертировать которые в знания не получится. Такую проблему встречаю исключительно у подростков. Малыши учатся с удовольствием из-за природной любознательности. Взрослые – потому что платят деньги из своего кармана. Тут мотивация зашкаливает. Подростки же застряли посередине. Школа уже отбила у них интерес к учебе, а цену деньгам они пока еще не знают. Поэтому могут долго просиживать штаны у репетитора за родительский счет. Честный репетитор всегда сразу бьет тревогу. Потому что брать деньги за то, чтобы кто-то для галочки посещал занятия, — непрофессионально».
В таких случаях стоит попробовать отправить ученика к другому репетитору и понаблюдать, принесло ли это пользу. Если ребенок сменил несколько педагогов, а интерес так и не появился, то дело тут явно не в учителе.