Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Какие качества необходимы начинающему управленцу? Почему вредно быть авторитарным руководителем? Где менеджеру в образовании найти сообщество единомышленников и поддержку? Об этом рассказывает новый герой рубрики «Директорская» Ольга Белова, директор Школы Ольги Беловой.
Не копировать, а быть оригинальным
В педагогике я со студенческих лет: на первых курсах занималась репетиторством, потом работала в крупной сетевой языковой компании, а после — в небольшом многопрофильном центре дополнительного образования. Когда я осознала, что клиентов больше привлекает не реклама, а мой профессионализм, я решила, что готова открыть свое дело и самостоятельно управлять процессами. Но мне хотелось не просто создать копию успешных языковых школ, а привнести в дополнительное образование свой оригинальный формат.
Идея моего центра родилась из детского опыта. В школьные годы я жила в посёлке городского типа, а учиться ездила в город. Родители старались всесторонне меня развивать, и кроме основных занятий я посещала множество кружков и секций. Обратной стороной медали была логистика: постоянные перемещения отнимали много времени и сил. Поэтому, когда я задумалась о своей школе, мне захотелось, чтобы у детей была возможность посещать все дополнительные занятия в одном месте. Чтобы родители тоже не тратили время на дорогу и могли, при желании, выбрать и себе курс обучения и провести сэкономленное время с пользой. Так я пришла к концепции многопрофильного центра для всей семьи.
Сейчас подобных центров много. А 11 лет назад, когда мы открывались, это был практически уникальный проект.
Я начинала без каких-либо существенных инвестиций или стороннего финансирования. Первые занятия проходили в небольшом помещении в 35 кв. м., где было всего два кабинета. Постепенно набирали команду и расширялись. Сейчас у нас 4 основных подразделения — центр дошкольного образования, школа иностранных языков, центр эстетического воспитания и объединение репетиторов. Мы следуем принципу непрерывности: многие из тех, кто 11 лет назад пришли к нам дошколятами, сегодня продолжают заниматься, готовясь к поступлению в ВУЗы.
В центре есть курсы и мастер-классы для взрослых, мы регулярно проводим семейные праздники и конкурсы. Так воплотилась идея объединяющего пространства для всей семьи, где каждый может подобрать программу обучения, получить совет специалиста и даже реализовать свою мечту.
Starter pack управленца
Когда я открывала школу, у меня не было образования в менеджменте или какого-либо управленческого опыта. Но для старта было достаточно набора нескольких профессиональных качеств.
Стремление к лидерству, навык критически и целостно анализировать ситуацию, искать неординарные решения и умение слушать стали для меня слагаемыми успеха.
Однако, если ты не был управленцем изначально, приходится быстро получать знания в разных сферах: законодательстве, маркетинге, бухучете, менеджменте. А чтобы оставаться в ресурсе, необходимы навыки тайм-менеджмента и умение разделять личное и рабочее время.
В какой-то момент для меня важной зоной роста стало делегирование ответственности.
Долгое время, я была убеждена, что никто не организует новогодние праздники в центре так хорошо, как я. Все приготовления были на мне, а преподаватели просто приходили в день праздничного мероприятия и получали свои роли. Это продолжалось до тех пор, пока я не стала искренне ненавидеть всю новогоднюю подготовку и почувствовала, что даже счастливые лица детей, больше не заставят меня проводить этот праздник. В результате на один год мы вообще отказались от мероприятий. Тогда команда поняла, что нужно что-то менять, и следующий Новый год мы готовили все вместе. Кто-то рисовал картинки для квестов, кто-то шил костюмы, другие работали над сценарием и сбором реквизита, а я только управляла этим процессом. Получился отличный праздник, который сплотил команду и показал, что делегирование-это ключ к успеху и развитию.
Когда ты открываешь свое дело, развиваешь проект с самого начала, очень сложно впоследствии доверить кому-то какой-либо процесс. Но лидер не должен все делать сам: текущие задачи отнимают время, которое лучше инвестировать в развитие компании. Задача руководителя выстроить процессы и организовать деятельность для эффективной и скоординированной работы.
Как не выгореть, будучи руководителем? Как создать настоящую команду и эффективно управлять ей? Как привлечь дополнительное финансирование в СПО, школу, центр допобразования или новый проект? Эти и другие темы — в программе переподготовки для руководителей образовательных организаций «Директорская».
Записаться в программу
Команда — моя поддержка и вдохновение
Еще на этапе проектирования я поняла, что, если школа — это место, которое объединяет людей, то в ее коллективе должна быть атмосфера сотрудничества и взаимопомощи. Чтобы достичь этой цели, руководителю требуется быть гибким, тонко чувствовать и понимать, что происходит в команде.
Управлять креативными людьми — значит уметь примерять различные роли. Иногда быть Карабасом Барабасом, а иногда — мамой, доктором, который выслушает, поймёт и поддержит.
Порой меня упрекают в чрезмерной лояльности, советуют быть строже, например, ввести штрафы за нарушения. Требовательность действительно важна. Но именно чуткость, внимание к ситуации и желание стимулировать педагога, лучше сплачивает и развивает команду, чем наказания.
Мои сотрудники — моя поддержка и вдохновение. Когда мне хочется опустить руки, сказать «всё, нет, я не могу», всегда находятся те, кто приходят на помощь, и говорят: «Так, стоп, давайте вот это попробуем».
В образовании очень важна личность, больше чем сертификаты и квалификации. Поэтому, когда я нанимаю новых людей, я могу закрыть глаза на отсутствие опыта, если есть огромное желание учить детей, менять отношение к учебе и качественно передавать знания. Были случаи, когда я принимала в команду кандидатов без профильного образования и отправляла их на переподготовку. Впоследствии они стали главными звездочками школы, и до сих пор в команде!
Уроки «Директорской»
Я многому училась методом проб и ошибок, но сегодня, когда все так быстро меняется, на это нет времени. Желание развиваться, соответствовать вызовам времени привело меня в программу «Директорская», в сообщество людей, которые делают своё дело лучше других.
Здесь я познакомилась с руководителями государственных и частных школ и центров образования со всей России. Теперь мы делимся своими идеями и опасениями, обмениваемся экспертизой и с удивлением обнаруживаем, что у нас схожие проблемы и общие цели.
С участниками программы
В программе я работаю над личным проектом вместе с наставником Дмитрием Тюттериным. Мы начали в апреле, на очном этапе, а сейчас продолжаем в режиме онлайн-консультаций. У Дмитрия большой опыт в работе над проектами и запуском школ и, что очень важно лично для меня, он поддерживает и вселяет уверенность, что все получится. При этом онлайн-коммуникация так же эффективна, как и живое общение.
Когда ты берёшься за амбициозный проект, очень важно, чтобы среди всех, кто говорит, что это невозможно, был человек, который в тебя поверит. Причем, эта поддержка не просто из разряда «да, верь в мечту», нет. Мой наставник часто указывает на подводные камни и возможные риски, и только убедившись, что я трезво смотрю на ситуацию, вдохновляет на дальнейшее шаги и учит меня «есть слона по частям».
С наставником Дмитрием Тюттериным
Жду следующего этапа, вдохновения, оценки экспертов и практики!
Какой вы руководитель?
Живой.
Идеальный директор школы — какой он?
Всемогущий.
Что самое сложное в вашей работе?
Работа над собой.
Если бы я раньше знала, то сейчас бы …
Если бы я раньше знала, что с годами появляется больше страха, то я бы на первом этапе открыла несколько филиалов.
Быть директором школы — это профессия или призвание?
Призвание.
Что посоветуете коллегам?
Быть открытыми, самокритичными, но при этом помнить, что у вас есть команда, и вы не одни. Один в поле не воин.
Другие ответы: Антон Федоров, заместитель директора по IT в «Новой школе» (Екатеринбург), Наталья Власова, основатель школы иностранных языков International House Voronezh-Linguist (Воронеж), Алексей Голубицкий, директор образовательного комплекса «Школа будущего» (Калининградская область), Ольга Вихрова, директор Ольшгинской Гимназии (Псков), Ольга Михайлова, директор Новой Черноголовской школы (Москва), Дарья Тимощук, основатель SmartFox.
Партнерский материал