«Опять двойка» — это не только знаменитая картина Федора Решетникова, но и излюбленное восклицание многих учителей и родителей. И, если плохие оценки в начальных классах чаще всего связаны с проблемами внимания и мотивации, то в младшем подростковом возрасте, который приходится на 5-6 класс, проблемы могут быть сложнее.
В предыдущей статье Национального ресурсного центра МЕНТОРИ (проекта Рыбаков Фонда) мы говорили об особенностях учебной деятельности подростков, в этот раз появилось желание продолжить тему, сконцентрировавшись на таком явлении как неуспеваемость.
Пожалуй, главный вопрос родителей и учителей: почему?
Для того, чтобы пребывание в школе и обучение приносили подростку искреннюю радость – радость открытия, познания нового, общения с друзьями, и не пропадало желание выполнять умственную деятельность, ему требуются не только психологические, но и некоторые психофизические данные. Хорошая учеба – предмет куда более сложный, чем составленный из прилежания и внимания.
Психофизиологические причины
К психофизиологическим процессам можно отнести
• Особенности торможения
• Особенности возбуждения
• Работоспособность
• Скорость реакции
• Ритм деятельности
• Темп деятельности
Все перечисленное, естественно, не является нейтральным по отношению к учебной деятельности. Скорость реакции напрямую влияет на усвоение материала, темп деятельности – на скорость решения задачек, а работоспособность — в принципе гарантирует, что Саша Петров досидит на уроке русского до конца, а не заберется на парту и заявит: «МарьИванна, мне скучно, я больше не могу!».
Такие показатели, как усидчивость, утомляемость, скорость усвоения материала – т.е. его понимание и фиксирование, а также банальная выносливость – все это является следствием психофизиологических процессов. Поэтому причиной неуспеваемости Саши Петрова может быть не его нежелание учить русский язык или ярко выраженное презрение к соседке-всезнайке Оле Давыдовой, а низкая слабость нервных процессов и работоспособность. Именно они и обусловливают низкий темп выполнения задания (банальное списывание с доски может превратиться в ад, учителям это знакомо, а решение задач на естествознании – в попытку получить Нобелевскую премию по физике), низкую работоспособность, утомляемость.
Утомляемость – это не распределение подростка по парте слоем в один атом, т.е. проявление вялости, чаще наоборот суетливость, поспешность, из-за которых страдает дисциплина и качество выполняемой работы. Саша Петров не хочет проверять ошибки в сочинении или вспоминать правила, хотя вполне способен написать сочинение. Итак, психофизиологические свойства ложатся в основу темперамента и влияют на поведение и показатели учебной деятельности.
Психологические причины
Психологические причины неуспеваемости лежат в специфике ощущений и восприятий младшего подростка, к которым относятся следующие параметры:
• Схватывающий тип восприятия
• Детализирующий тип восприятия
• Избирательность восприятия
• Специфика слуховых и зрительных анализаторов
Кто-то запоминает информацию на слух, а кому-то обязательно водить пальцем по строчкам. Если у ребенка преобладает зрительный тип запоминания, то диктовать ему правила в надежде, что он точно поймет суть корней с чередованием, — бесполезно. Будет лучше, если он рассмотрит рисунки, правила, оформленные в таблицу. На физике – сделает рисунок или чертеж сам. Незнание особенностей самим ребенком, родителями и учителями лишь поспособствует слабому усвоению материала и приведет к нашему любимому «Опять двойка!».
К психологическим причинам также относятся особенности памяти
• Умелое использование приемов запоминания
• Кратковременная и долговременная память
• Использование типа запоминания
• Установка на прочное запоминание
Как сейчас помню, в подростковом возрасте казавшаяся ненужной информация запоминалась с четкой установкой: выйду с контрольной, хлопну дверью, и три закона Ньютона выпадут из моей памяти как страшный сон, равно как и принципы неорганической химии. Это и есть установка. Если вы хотите, чтобы подросток сам не ограничивал рамки собственной работы, напоминайте ему, что те же законы Ньютона пригодятся ему до 11 класса, а еще лучше – до конца жизни, это стимулирует в нем желание запомнить один раз и хорошо, чем много – и плохо.
Наконец, в эту же группу относятся особенности мышления и ума:
• Широта и глубина ума
• Гибкость мышления
• Скорость реакции
• Тип мышления
А также специфические показатели внимания:
• Объем усваиваемой информации
• Устойчивость усвоения
• Переключаемость внимания
• Распределямость
• Показатели концентрации
Внимание детей и подростков – тема сложная. Сколько минут составляет средняя продолжительность «включенного» сознания? Это число чуть больше 10 минут по разным подсчетам. Однозначно можно сказать, что после 25 минут оно снижается почти в четыре раза по сравнению с первоначальным уровнем.
Отношение к школе, учителям и одноклассникам
Естественно, кроме психологических особенностей, на успеваемость подростка влияют его отношение к школе, личная позиция «надо/не надо», а также отношению к учителю: «принципиально не буду учить ничего у СанСаныча», «сочинение для Ирины Петровны обязательно напишу». Часто бывает, что у подростка все в порядке с памятью, мыслительными свойствами и психофизиологией, но он просто плохо относится к школе.
Это нормально. Особенно для подростка. Эмоциональное восприятие и впечатления преобладают над логическими выводами, а потому учитель для подростка должен стать не просто флешкой в костюме – носителем информации, но авторитетом, примером, харизматичным лидером, если хотите, наставником.
Могут не нравиться не только учителя, но и сверстники. Здесь уже помогут только самостоятельные усилия подростка, понимание им проблемы, существующей в общении, или, если замкнутость/агрессия переходят допустимый уровень, – общение с психологом.
В результате негативного отношения к своему окружению, подросток начинает пропускать занятия, через пень-колоду выполнять домашнее задание, и в итоге потеряет интерес к учению как к процессу. В некоторых вариантах хорошая память в сочетании с высокой работоспособностью могут компенсировать то, что зависит от саморегуляции школьника. Однако часто это повторяться не может, и ребенок вновь услышит «Опять двойка!».