Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Сегодня раннее развитие чрезвычайно популярно — в каждом городе появляется все больше центров для дошкольного образования, и семьи охотно отдают в них своих малышей. Какие подходы родителей и педагогов вредят ребенку? Стоит ли «накачивать» детей программой младшей школы? Чем рискует «развитый» ребенок при переходе в обычную школу? Об этом рассказывает Александр Могилев, доктор педагогических наук и директор Монтессори-школы «Алиса» в Воронеже.
Две ошибки раннего развития
Английский, музыка, чтение, шахматы, кружки программирования — никогда еще дошкольники не учились так интенсивно, как сегодня. В социальных сетях полно роликов, на которых 2-летние дети рассказывают стихи и бодро, как заправские палеонтологи, перечисляют названия доисторических ящеров. Книги из разряда «После трех уже поздно» Масару Ибуки и установка, что «чем раньше, тем лучше» вызывают страх упустить лучшее время для обучения, и родители начинают водить малышей на кружки, как на работу.
Однако прежде чем записывать малыша на пятый кружок, стоит внимательно изучить предлагаемую программу и взвесить все риски. Есть две самые распространенные ошибки раннего обучения, которые могут навредить в будущем.
Разорванная связь обучения с действительностью
Это первая и самая частая проблема неправильного раннего образования.
Упор на зубрежку формул, данных и фактов дает только знание без понимания, а без понимания невозможно применение. Ребенок может знать множество вещей, иметь широкий кругозор, но не понимать, что это такое и как эти знания можно применить в реальности.
Например, он может легко посчитать по формуле площадь прямоугольника, но приходит в недоумение, если в условии задачи поменять эту геометрическую фигуру на ковер. Дело в том, что для решения этой задачи нужно использовать неформальное знание, что ковер — это тоже прямоугольник и к нему можно применить формулу площади.
Неравномерное развитие интеллекта
Вторая ошибка — развивать только один вид интеллекта, забывая о других. Кроме логико-математического и вербально-лингвистического, на которых, как правило, концентрируется школьный учебный процесс, есть не менее важные для успешной и счастливой жизни в обществе интеллекты: моторно-двигательный, эмоциональный, социальный и духовный.
В детях нужно развивать эмоциональный интеллект, чтобы они могли сопереживать другим, понимать прекрасное и отличать его от уродливого. Социальный интеллект помогает ориентироваться в потребностях социальной группы, быстро анализировать текущую ситуацию в коллективе и понимать его правила.
Духовный (внутриличностный) интеллект отвечает за улавливание смыслов и ценностей. И, наконец, моторно-двигательный интеллект определяет способность человека управлять своим телом, в первую очередь, руками.
Все интеллекты находятся во взаимосвязи, поэтому их нельзя развивать по отдельности.