Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Елена Постовар, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 79 (г. Санкт-Петербург), делится своим опытом использования методов развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Что такое РКМЧП
РКМЧП — это рефлексивная деятельность в обучении. Она помогает ученикам самим определять цели обучения, продуктивно работать с информацией и размышлять о том, что они узнали. В ее основе лежит базовая модель трех стадий: «вызов — реализация смысла — рефлексия».
- Стадия вызова.
Ее цель — пробудить интерес к предмету изучения, актуализировать уже имеющиеся знания, предположения, запустить ассоциации.
- Стадия реализации смысла (осмысления).
Это работа с информацией: текстом, видеофильмом, лекцией и т. д. Она предполагает, что ученик воспринимает информацию активно: «нанизывает» новые знания на старые, сопоставляет «то, что было» и «то, что стало».
- Стадия рефлексии.
Ее задачи:
- целостно осмыслить, присвоить и обобщить полученную информацию;
- выработать собственное отношение к материалу;
- проанализировать собственный мыслительный путь и свои действия.
Как использовать РКМЧП на уроках литературы
Стадия вызова
«Я знаю»
Знакомство с биографией и творчеством А.Пушкина происходит постепенно: дети накапливают информацию от класса к классу. Значит, начиная разговор о А.Пушкине в 5 классе, уместно задать вопрос: «Что вы знаете о биографии и творчестве великого поэта?».
Ответ предложите записать в таблицу, где есть три графы: «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать».
После дети делятся своими знаниями, и это мотивирует их на дальнейшую работу. Стимулом может быть познавательный интерес: «Хочу знать больше!». А может и «спортивный»: «Оказывается, кто-то знает больше меня! Чем я хуже?!».
«Рассказ-предположение по ключевым словам»
Этот прием пригодится на стадии вызова при разборе рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» в 6 классе.
Учитель сообщает детям, что они будут читать рассказ, в котором значимыми будут слова: «встретились», «друзья детства», «восторженно», «окаменел», «поморщился», «поклонился». Задача — за пять минут предположить, каким мог бы быть рассказ.