Развиваем критическое мышление на уроках литературы
Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Елена Постовар, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 79 (г. Санкт-Петербург), делится своим опытом использования методов развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Что такое РКМЧП

РКМЧП — это рефлексивная деятельность в обучении. Она помогает ученикам самим определять цели обучения,  продуктивно работать с информацией и размышлять о том, что они узнали. В ее основе лежит базовая модель трех стадий: «вызов — реализация смысла — рефлексия». 

  1. Стадия вызова.

Ее цель — пробудить интерес к предмету изучения, актуализировать уже имеющиеся знания, предположения, запустить ассоциации.

  1. Стадия реализации смысла (осмысления).

Это работа с информацией: текстом, видеофильмом, лекцией и т. д. Она предполагает, что ученик воспринимает информацию активно: «нанизывает» новые знания на старые, сопоставляет «то, что было» и «то, что стало».

  1. Стадия рефлексии.

Ее задачи:

  • целостно осмыслить, присвоить и обобщить полученную информацию; 
  • выработать собственное отношение к материалу; 
  • проанализировать собственный мыслительный путь и свои действия.    

Как использовать РКМЧП на уроках литературы

Стадия вызова

«Я знаю»

Знакомство с биографией и творчеством А.Пушкина происходит постепенно: дети накапливают информацию от класса к классу. Значит, начиная разговор о А.Пушкине в 5 классе, уместно задать вопрос: «Что вы знаете о биографии и творчестве великого поэта?».

Ответ предложите записать в таблицу, где есть три графы: «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать».

После дети делятся своими знаниями, и это мотивирует их на дальнейшую работу. Стимулом может быть познавательный интерес: «Хочу знать больше!». А может и «спортивный»: «Оказывается, кто-то знает больше меня! Чем я хуже?!».

«Рассказ-предположение по ключевым словам»

Этот прием пригодится на стадии вызова при разборе рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» в 6 классе. 

Учитель сообщает детям, что они будут читать рассказ, в котором значимыми будут слова: «встретились», «друзья детства», «восторженно», «окаменел», «поморщился», «поклонился». Задача — за пять минут предположить, каким мог бы быть рассказ. 


Источник