Социальный интеллект для педагога: чем важен, как оценить и как развивать
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Учителям приходится сочетать коммуникативные и управленческие навыки: ставить цели, мотивировать детей, заниматься командообразованием, и разрешать конфликты. Проявлять эти качества невозможно без высокого уровня социального интеллекта. О том, как его развить и чем это поможет педагогу, рассказывает психолог Ольга Некрасова.

Зачем педагогу социальный интеллект

Социальный интеллект (СИ) — это способность понимать свое поведение, поступки других людей и действовать согласно ситуации. В результате — успешно общаться, строить отношения и карьеру. Для педагогов, которые постоянно работают с детьми, эти способности становятся ключевыми.  

Управлять эмоциями: своими и класса 

Детям, особенно подросткам, сложно управлять своим состоянием. В эмоциональном возбуждении они способны наговорить много лишнего, о чем потом сожалеют.

Учитель с развитым СИ не уподобляется своим ученикам. Он умеет определять свое настроение, считывать состояние других, выявлять эмоциональную обстановку в классе и управлять ею. Если такой педагог и разозлится на ученика, он по-прежнему остается взрослым: осознает, какие эмоции испытывают обе стороны, понимает причины их возникновения. Он помогает ребенку справиться с эмоциональным накалом или выразить эмоцию конструктивно. 

Учитывать мнение каждого 

Современный класс — это дети разных социальных слоев, с противоречивыми взглядами и мнениями, они отличаются воспитанием и способностями к обучению. 

Высокий СИ позволит учителю обойти «острые углы» и создать атмосферу, комфортную для всех. В случае конфликта он сможет выслушать точки зрения разных сторон, снизить накал страстей и перенаправить разрушительную энергию в мирное русло. При этом педагог сможет учитывать не только мнения, но и потребности и эмоции учеников. Это позволит ему предсказать конфликт или понять, что нужно менять динамику урока. 

Договариваться с учениками 

У учителя с развитым СИ больше шансов договориться со сложным учеником без посредников, родителей или администрации. Ведь он способен объяснить свою точку зрения, поставить себя на место ребенка, понять мотивы его поступка и помочь ему сделать работу над ошибками.

Если школьник ведет себя агрессивно, компетентный педагог не опустится до его уровня, а возобновит конструктивный диалог — например, с помощью техники «Я-высказывание»:

  1. Описываем поведение ребенка: «Когда ты не слушаешь меня….».
  2. Описываем свои чувства: «Я чувствую обиду».
  3. Объясняем причину чувства: «Мне кажется, что тебе неинтересно на уроке…».
  4. Высказываем пожелание: «Расскажи, так ли это».
  5. Описываем, что будем делать в следующий раз. 

Благодаря высокому СИ учитель подает детям пример эмпатии и показывает, как адекватно вести себя в конфликте.

Завоевывать внимание

Одна из способностей, относящихся к социальному интеллекту, — это умение выступать на публике, вовлекать и удерживать аудиторию. Для учителя это необходимый навык. Риторика, обдуманная жестикуляция, управление голосом, артистизм — все это располагает к себе учеников.

Недаром существует направление «театральная педагогика», которое рассматривает учебный процесс как драматическое действо. Преподаватель — сценарист и режиссёр, ученики — участники пьесы.


Источник