В «Новой газете» вышла статья Ирины Лукьяновой, рассказывающая практически детективную историю о том, как в проекте уточненных ФГОСов загадочным образом появился единый список литературы для средней школы.

Список литературы для средней школы загадочным способом проник в ФГОС

Автор пишет: «ФГОСы — это закон. Их выполнение обязательно. В соответствии с ФГОСами были созданы примерные общие образовательные программы (ПООП) для всех трех уровней: начальной, средней и старшей школы. И в них был достигнут компромисс между сторонниками единства и сторонниками вариативности: для каждого из уровней были разработаны списки «А», «В» и «С». Небольшой список «А» — конкретные произведения, которые изучают все школьники (например, «Война и мир»), «В» — имена конкретных авторов, а произведения можно выбирать («лирика Фета»), «С» — можно выбрать по одному тексту нескольких авторов из целой группы (скажем, проза о Великой Отечественной). Все это — уже не закон, а рекомендации для учителя».

Затем в Министерстве образования и науки была создана рабочая группа по уточнению федеральных стандартов. Рабочая группа проработала стандарты начальной и основной школы и прервала свою работу, поскольку начался сезон отпусков. В рамках деятельности рабочей группы возникал вопрос единого списка литературы, но эксперты в итоге отказались от идеи включать его во ФГОС.

И вдруг в середине июля общественности для обсуждения был представлен проект уточненных ФГОС, в котором для средней школы указан список литературы. Члены рабочей группы, готовящей проект, не знают, как он туда попал. 

Автор приводит мнения экспертов по этому вопросу. Например, доцент МГПУ Екатерина Асонова сказала: «Внести список в ФГОС — это убить литературу. Я вижу, как относятся к книгам родители и учителя, как они боятся всего непохожего на то, что они проходили в школе, — это все последствия единого списка. Аргументация у сторонников единого списка простая: наши дети и внуки должны это прочитать. Но почему именно это? Почему в списке должно быть, к примеру, именно «Преступление и наказание», а не «Идиот»? Понятно, что цель этого списка — подготовка материалов к выпускным проверочным работам, которые будут проверять знание текста. И сразу понятно, что это будут за контрольные работы (на это дано прямое указание в тексте предложенного документа) и чему будут учить детей, чтобы к ним подготовиться».

«Как всегда, проект вывесили летом, когда у всех отпуска, — говорит Александр Архангельский. — Но очень важно, чтобы учителя увидели этот список. Если учительство неравнодушно, если уверено, что так быть не должно, — учителя обязаны проснуться и высказать свое суждение об этом проекте. Это их общественный долг».


Источник