Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
По данным опроса, проведенного Педсоветом, 89 процентов учеников страдали от гендерных стереотипов. Дискриминация происходит в разных регионах страны. Например, в пермской гимназии № 4 проходной балл для девочек выше, чем для мальчиков — ведь именно мальчики, по мнению администрации школы, «становятся лидерами» и «управляют страной». Разбираемся, какие стереотипы чаще всего встречаются в школе, как это сказывается на детях и может ли учитель их минимизировать.
Как проявляются гендерные стереотипы
Раздельные уроки и элективные курсы
С пятого по восьмой класс ученики должны посещать предмет технология в двух разных направлениях: мальчики работают с деревом, а девочки готовят и шьют. У подростков и родителей нет возможности выбрать то, что им нравится больше.
«На мой взгляд, тяжело сделать предмет выборочным для мальчиков и девочек, но это необходимо. Например, мой сын с рождения не любит заниматься «мужской» работой: пилить дерево, вкручивать гвозди и так далее. Но ему нравится готовить, и я не вижу в этом ничего зазорного. Так почему он не может заниматься любимым делом на уроке, а должен, как все мальчики, работать с деревом?» — считает Марина, мама пятиклассника из Челябинска.
Кроме того, дети сталкиваются с предрассудками на дополнительных занятиях. Мальчики учатся стрелять, а девочкам рассказывают о способах предохранения и последствиях раннего секса. Почему такие беседы не проводятся с мужской половиной класса — неизвестно.
«У меня в одном классе учатся близнецы: мальчик и девочка. Первый уехал на поле учиться военным действиям, а вторая осталась в классе слушать лекцию про предохранение. Как их мать, я хотела бы, чтобы они оба в 11-м классе прослушали курс по сексуальной культуре — научиться стрелять менее важно, чем вести здоровую половую жизнь. Но гендерные разделения не позволяют этого сделать», — считает Екатерина из Екатеринбурга.
Разные нормативы
В программе по физкультуре есть четкие разделения по сдаче нормативов: мальчики подтягиваются на перекладине, девочки делают то же самое лежа и так далее. При этом норма в среднем отличается в два раза. Например, чтобы пройти порог, мальчики должны сделать десять отжиманий в упоре лежа, девочки — только пять.
«Моя девочка занимается боксом с самого детства, поэтому легко может сдать любые нормативы. Но на соревнования ее не берут — она же девочка, а парень явно лучше подтянется. Тем не менее, в команду часто попадают мальчики слабее ее», — рассказывает Алина, мама девятиклассницы из Санкт-Петербурга.
Разное отношение к успехам и склонностям
Девочкам — гуманитарные науки, мальчикам — точные. Такое разделение негласно, но поддерживается учителями даже в спецшколах.