Миф о том, что современные дети не читают, был развеян на сессии «Детское чтение в современном мире» Московского международного салона образования 11 апреля. Статика продаж детской художественной литературы и скачивание электронных книг показывает, что в интересах современных детей неизменно остаются жанры сказок для малышей, фантастики и мистики для подростков. При этом по данным ЛитРес-Школа, самыми читаемыми авторами в рамках школьного курса изучения литературы являются Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, М.Ю.Лермонтов, М.А.Булгаков, А.Н.Островский, Н.А.Некрасов.

Как сохранить и развить интерес к чтению, обсудили участники панельной дискуссии модератор мероприятия, директор по цифровым коммуникациям корпорации «Российский учебник» Екатерина Латыпова, телеведущая, руководитель проекта «Живые страницы» и Tolstoy Digital компании Samsung, филолог, журналист Фекла Толстая, кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, НИУ «Высшая школа экономики» Олег Федоров, руководитель библиотечного направления «ЛитРес» Алина Репкина.

Участники ММСО обсудили, что читают современные дети и как их заинтересовать чтением

Изучение классической литературы в школе заставляет усваивать колоссальные объемы информации о произведениях, в том числе героях, идеях, историческом контексте и культурном коде. По мнению Феклы Толстой, автор популярного приложения «Живые страницы» компании Samsung внимательно подойти к анализу художественных произведений могут дополнительные инструменты, в том числе новые цифровые образовательные ресурсы. 

С другой стороны нужно научить работать с главным на сегодняшний день препятствием на пути к развитию любви к чтению, развитии личности ребенка через чтение – это принудительный характер школьной программы и заучивание готовой информации о произведениях. На этот аспект обратил внимание Олег Федоров: «Если школьная литература перейдет от модели «давать «правильные» ответы» к «формируем собственные ответы», то последняя может стать значимым мотиватором к чтению у ребенка. Важно не заучивать факты, а научиться рефлексировать на основе собственного читательского опыта. Поэтому сегодня все попытки жестко зафиксировать в федеральном государственном стандарте, что, когда и зачем читать, могут уничтожить последние стремления у школьников прочитать произведения школьной программы». 

«Чтобы с интересом знакомиться с героями, с нестандартной стороны посмотреть на сюжеты классических произведений, можно воспользоваться помощью проекта «Живые страницы», который мы совместно с Российским учебником адаптируем для работы учителя и ученика, разрабатывая методику использования приложния на уроках и дополнилельных занятиях», – поделилась мнением Фекла Толстая.

Для участников сессии оказалось интересным, что с помощью приложения «Живые страницы» можно ознакомиться с деталями романа «Война и мир» Л.Н.Толстого в виде наглядной инфографики: сколько в произведении сюжетов уделено войне, а сколько – миру. Пользователи могут изучить хронологию событий с помощью простой навигации по тексту, изучить карту мест, где происходили события романа. О том, в каких классах проявляют интерес к классической литературе в электронном формате, поделилась руководитель библиотечного направления «ЛитРес» Алина Репкина:

«Согласно нашей статистике, самые активные пользователи электронных книг – это пятый, шестой и седьмой классы средней школы. В начальной школе, когда еще формируется навык чтения, чаще используют бумажный формат, в то время как одиннадцатиклассники больше сфокусированы на подготовке к экзаменам и поступлению в вузы».

Участники отметили, что действительно, при грамотном использовании современные образовательные технологии и цифровые инструменты могут стать хорошим проводником в мир классической литературы, изучаемой в школе. В частности, интересные результаты демонстрирует международный социальный проект «Страна читающая». Сегодня в его конкурсах задействовано более 28 000 участников из 40 стран:

«За время проведения конкурсов в рамках проекта мы стали получать отзывы от родителей о том, что их дети перестали стесняться выступать на публике при чтении произведений и с удовольствием читают стихотворения известных классиков вслух. Нам пишут учителя, которые для участия в творческих познавательных конкурсах «Страны читающей» устраивают внеурочные мероприятия, вовлекая ребят в театральные постановки, создают трейлеры по классическим произведениям. Мы видим, как ребята талантливо и с удовольствием разыгрывают сюжеты по хорошо знакомым произведениям, читают фрагменты русской классики», – рассказала Екатерина Латыпова.

Подписаться на канал «Российский учебник» 

Участники ММСО обсудили, что читают современные дети и как их заинтересовать чтением

Партнерский материал


Источник