Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Конфликты между педагогами и родителями неизбежны. У каждого свой взгляд на то, в какое время писать в родительские чаты, справедлива ли оценка, которую поставили ребёнку, и обязан ли учитель дополнительно заниматься с отстающими детьми. Мы собрали мнения обеих сторон о «наболевшем» и рассказываем, как избежать конфликтов по этим поводам.
Общение в мессенджерах
Сейчас в соцсетях и мессенджерах учителю можно написать в любое время суток. При этом нет общепринятого свода правил «цифрового этикета», поэтому и родители, и педагоги обычно ведут себя исходя из собственных представлений об удобстве и вежливости.
Кристина, педагог-психолог, Республика Татарстан:
«Родители пишут и в 23.00, и в 5.00. Я никому ничего не должна. Отвечаю по мере возможности».
Алёна Павленко, тьютор и учитель русского языка, Московская область:
«Мне пишут в личные сообщения, чаще всего с 20 до 23 часов. Границы я обозначала: кого-то устраивает, кому-то бесполезно об этом говорить. Стараюсь всегда отвечать, потому что школа частная и если я не ответила, а там „пригорает“, то дальше звонят сразу директору».
Как предотвратить конфликт?
Иногда родители и учитель совпадают темпераментами или имеют одинаковое представление о правилах поведения в чатах:
Ольга Тилина, учитель русского языка и литературы, Новгородская область:
«Родители моих учеников очень воспитанные: они почти не пишут, только отвечают на мои вопросы. При этом я пишу, только когда нужна помощь — подежурить на экзамене, поехать на экскурсию. Словом, мой родительский чат спокойный, помогающий работе».
Но если родители упорно не замечают личных границ педагога, необходимо установить правила общения. В первую очередь, удобные для учителя, ведь именно ему приходится отвечать на родительские вопросы. Когда удобно общаться, каждый педагог решает для себя сам.
Елена Яковлева, учитель английского языка, Санкт-Петербург:
«Когда я была классным руководителем, мне можно было звонить или писать до 22 часов».
Оксана Моховикова, учитель иностранных языков и музыки, Кемеровская область:
«Когда у меня было классное руководство, я сразу сказала, чтобы после 17.00 меня не беспокоили ни вопросами, ни звонками. Если только с ребёнком не произошло что-то страшное — не дай Бог! — тогда можно обращаться в любое время».
При этом некоторые родители сами согласны, что правила нужны. Например, не беспокоить учителя во время занятий — с 8.30 до 15.00, не писать сообщения после 21 часа. С другой стороны, педагог может согласиться получать сообщения и ночью — просто он поставит чат на беззвучный режим и прочитает всю переписку утром.
Мария Еремцова, мама шестиклассника, Москва:
«Формально никакие правила в данных чатах не приняты, и это большое упущение. Считаю, что неудобно беспокоить учителя в общем чате во время учебных занятий — в нашей школе это время с 8.50 до 15.00, — а также писать несрочные сообщения после 21.00. Мы все люди и хотим личного пространства и времени, в том числе вечером проводить его с семьёй».
Оценки
Родители интересуются оценками и иногда предъявляют претензии к тому, что они несправедливы. Одним важны сами отметки, другим — психологическое состояние ребенка и обратная связь от педагога.
Ксения Шичко, мама второклассницы, Москва:
«Я поступаю по ситуации. Если отметка идёт в аттестат, то, наверное, стоит поговорить с учителем и попросить сделать ещё работу или переписать, чтобы повысить оценку. Если педагог наотрез отказывается, то можно и к директору сходить».
При этом родители считают, что вступать в конфликт с учителем можно— но не из-за отдельных оценок, а из-за общего отношения к ученикам.
Мария Еремцова:
«Однажды в начальной школе учитель при всём классе стала обсуждать успеваемость моего сына. Его это очень ранило, и он потом не хотел вообще идти на занятия. Я поговорила с учителем и объяснила, что с моим ребёнком так нельзя, его это не мотивирует».
Как предотвратить конфликт?
Чтобы родители не предъявляли необоснованных претензий, стоит подробно познакомить их с системой критериев оценки у преподавателя. Как правило, они соглашаются с учительским подходом и не выражают напрасных возражений.
Елена Яковлева:
«У меня чёткая система оценивания работ, которую все дети хорошо знают. Поэтому претензии бывают очень редко. Считаю, что родители могут задавать вопросы, попросить администрацию назначить комиссию по повторной оценке ученика».
Уверенность в своей правоте помогает спокойно реагировать на претензии родителей. Если трудно обосновать оценку, значит нужно проверить себя на объективность.
Ольга Тилина:
«Когда не первый год ведешь уроки, как правило, нет никаких вопросов. Обычно претензии возникают у тех родителей, которых не устраивает этот мир. Они детей переводят из школы в школу в поисках лучшего».
Комментарий «ЯКласс»:
Ещё один способ избежать конфликтов с родителями — показать им прозрачную систему оценивания заданий. На нашем ресурсе есть подробные отчёты о выполненных проверочных работах, которые доступны как педагогу, так и учащимся и их родителям. Для каждого задания из проверочной отведена отдельная колонка: указан номер задания и его форма (теория, практика, тренировка, домашняя или проверочная работа), максимально возможные баллы и количество баллов, которое набрал ученик. Используя этот инструмент, вместе с родителями можно будет легко оценить реальные результаты ученика.