Педсовет
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Школьная травля в последние годы стала одной из ключевых тем образовательной повестки. Но за громкой общественной дискуссией не всегда слышно мнение самих школьников. Спортивно-воспитательный проект «ГЕРОИ» побеседовал о травле со своими воспитанниками и узнал: как дети объясняют для себя это явление и что делают, если сталкиваются с ним лично? 

Почему возникает травля

По данным опроса, участниками которого были 80 детей в возрасте от 10 до 17 лет, абсолютное большинство из них (95 процентов) становились жертвами или свидетелями школьной травли.  При этом ни один из опрошенных не сказал, что травля происходит по вине самой жертвы. Хотя позиция «нет дыма без огня» — довольно распространенная в родительской среде.

Вот что дети чаще всего называют причинами травли. 

●   в школьной среде вообще очень много агрессии;

Александра, 6 класс: 

«Кого-то просто один раз обидели, он вырос и стал сильным. И теперь возможность обижать есть уже у него. Ему это кажется справедливым».

●   в школе всегда кто-то хуже, а кто-то лучше, и дети не умеют на это реагировать;

Марат, 11 класс:

«Травля происходит из-за того, что дети не знают, как реагировать на ребят, не похожих на них. Даже фраза есть „не такой, как все“. Это может быть буквально что угодно: длинные волосы у мальчика или короткие — у девочки, телосложение, уровень знаний, манера речи. Что угодно!».

●   обидчикам нужно внимание;

Иван, 6 класс:

«Если человека недостаточно любят, если дома его не обеспечивают и не поддерживают, внутренняя обида и грусть переходят у него в агрессию».

●   никто не помогает жертвам травли.

Что делать, если стал свидетелем травли

Большинство детей понимает, что оставаться в стороне, если кого-то травят,  —  неправильно. Но при этом они сами боятся оказаться в позиции новой жертвы. Большинство ограничивается моральной поддержкой, и лишь отдельные, особенно активные дети готовы на открытое противостояние с обидчиками. 

Альбина, 7 класс:

«Когда обижают моих друзей, это неимоверно злит. Но ведь я сделать ничего не могу! После могу подойти к человеку, попробовать его успокоить и поддержать».

Иван, 6 класс: 

«Один раз при мне били какого-то мальчика на улице. Мы шли с другом. Он не очень-то мог драться, а вот я занимался айкидо. Я подошел, спросил, что тут происходит. Меня послали. И тогда я ударил парня, который устроил этот замес».

Ольга, 7 класс: 

 «Не могу смотреть, как при мне обижают. Я обязательно встряну, даже если это закончится дракой. Родители ругаются, говорят, что это не мое дело, и что девочкам драться нельзя, все можно решить миром. Что-то не похоже, что можно. Когда меня обижают, мне никто не помогает».

Стоит ли жаловаться взрослым?

Тотальное недоверие к взрослым — лейтмотив всех детских высказываний о травле. Абсолютное большинство школьников уверены, что учителя и родители либо не воспринимают проблему всерьез, либо просто не знают, как ее решить.  

Альбина, 12 лет: 

«Обратиться к взрослым — это нормально, но не всегда получается им разъяснить ситуацию. Когда пытаешься объяснить, взрослые мыслят очень стереотипно. Если кого-то трогают, значит, он сам виноват. Не пытаются разобраться, что именно происходит, узнать, как проходит конфликт между агрессором и жертвой. Мало просто поговорить с обидчиком!».

Лев, 6 класс:

 «Одного моего друга травят уже не первый год. И это не просто обзывательства: его бьют. Мы с ним вместе ходили к директору. Нам обещают, что обидчиков исключат, но ничего не происходит. Думаю, это все из-за того, что школе нужны деньги — и вот так терять учеников она не будет. Никого они не выгонят…».

Кстати, любопытно, что, когда травля происходит в сети, дети чувствуют себя менее беспомощно. Как правило, они лучше понимают, что конкретно можно предпринять в этой ситуации: например, заблокировать обидчика, пожаловаться на агрессивный комментарий или на самого комментатора администрации соцсети/приложения и т. п. 

Как остановить травлю

Более 65 процентов опрошенных школьников не смогли ответить на этот вопрос. Популярный вариант ответа — не реагировать на обидчиков. Правда, сами школьники признаются, что это далеко не всегда помогает.

Лев, 6 класс:

«Я справился с буллингом в предыдущей школе, просто не обращая на них внимания. Но это, к сожалению, не всегда работает. Если не работает, придется дать сдачи, и сильно».

Другой распространенный способ решения проблемы — смена школы. Беда в том, что агрессоры из старой школы, вероятнее всего, быстро найдут себе новую жертву.

При этом решения, которые обычно предлагают взрослые, детей совершенно не устраивают. 

Никита, 7 класс:

 «Нам говорят, что надо пойти и сообщить учителю или родителю. А если они ничего не сделают? У меня были знакомые, их обижали всю начальную школу. Вроде даже поговорили с теми, кто обижал, но они просто перестали драться и стали обзываться. Это же тоже травля?».

Елена Журавлева, сооснователь проекта ГЕРОИ:

«Мы понимали, что в среде школьники-родители-учителя существует недоверие, но не думали, что все настолько серьезно. Существуют программы помощи детям, но школьники, по моему глубокому убеждению, не станут туда обращаться: они не доверяют взрослым, которые либо не верят их словам, либо нивелируют их переживания, либо решают все за них».

Еще один вариант решения проблемы, который предложила треть опрошенных детей (37 процентов),  — с  обидчиком должны поговорить сверстники. Возможно, именно от него и нужно оттолкнуться, создавать общие семейные программы для родителей и подростков — и не только по самозащите, но и по коммуникации.

Елена Журавлева, сооснователь проекта ГЕРОИ:

«Давайте честно: иногда и взрослые не знают, что сказать, кроме рядового „ну ты держись“. Ребенок часто хочет поддержать друга, но не знает как. И агрессору тоже нужно что-то сказать, причем не языком оскорблений. Поэтому так важно научиться перекладывать и эмпатию, и негативные эмоции на язык здоровой коммуникации».


Источник