Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Истории великих учителей с ограниченными возможностями здоровья, которые, невзирая на недуги, внесли колоссальный вклад в педагогическую науку, вдохновили сотни современников и продолжают вдохновлять тысячи потомков.
Константин Циолковский — глухой учитель из Калуги, который стал основоположником космонавтики
Константин Эдуардович Циолковский — русский и советский ученый-педагог. С 1880-го по 1921-й год вел занятия в Боровске и Калуге, где завоевал славу талантливого учителя
Циолковский не получил системного образования. В 10 лет он почти полностью оглох от скарлатины, выбыл из гимназии и овладевал науками самостоятельно. Первой попыткой попробовать себя в роли учителя было репетиторство. Костя быстро находил общий язык с детьми, умел заинтересовать их, рассказывал увлеченно и доходчиво. Для уроков арифметики и геометрии придумывал и создавал пособия, которые помогали быстрее освоить материал и нравились детям.
В 22 года Константин сдал экстерном экзамены в Рязанской гимназии. «Совестно было отвечать невпопад и переспрашивать — тоже. Глухота меня стесняла», — вспоминал Циолковский. Вскоре он получил назначение учителем в Боровск Калужской губернии. Помимо основных предметов, он вел черчение, рисование, чистописание, историю и географию. Там же написал больше десятка научных трудов.
Циолковский постигал науки по книгам и отличался от местных чопорных учителей. Помимо ночных фейерверков, он показывал вакуумный насос, издававший неприличные звуки; приглашал «отведать невидимого варенья», запускал электрическую машину и бил гостей током. Уроки вызывали восторг у детей и одобрение начальства: «Приемы преподавания Циолковского просты, наглядны и практичны. Дети без особого труда и сознательно усваивают изучаемый предмет. Готовых правил и теорем учитель не дает, дети сами приходят к той или другой истине…»
Через 12 лет Циолковского перевели в Калугу «как способнейшего и усерднейшего преподавателя». Педагог продолжал самообразование, делал модели геометрических тел, физические приборы. В 42 года Константин Эдуардович поступил учителем в епархиальное женское училище, где задержался на 19 лет. Он никогда не злоупотреблял наказаниями и не повышал голоса.
Несмотря на недуг, Циолковский любил физкультуру: катался на коньках, плавал, в 45-летнем возрасте сел на велосипед, а в старости показывал внукам, как надо подтягиваться на турнике. И все это — несмотря на то, что плохо слышал, с молодости носил очки, страдал катаром желудка, имел слабые легкие.
После революции глухой учитель из Калуги превратился в одного из величайших советских ученых. На пике славы 75-летний Циолковский скажет: «Может быть, мои изобретения не осуществятся. Вот то, что я работал 40 лет учителем, я считаю несомненной заслугой». Через руки педагога прошло около двух тысяч человек. За труд Константин Эдуардович был награжден двумя царскими орденами, удостоился персональной пенсии правительства и ордена Трудового Красного Знамени.
Луи Брайль — слепой учитель, который подарил незрячим чтение
Луи Брайль — французский тифлопедагог, создатель рельефно-точечного шрифта — международной системы чтения и письма для незрячих и слабовидящих людей
Когда Луи было три, он поранил глаз шорным ножом. У мальчика развилось симпатическое воспаление глаз, и он ослеп. Родители помогли ребенку обрести трудовые навыки, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке. В 1819 году Брайля зачислили в Парижский институт для слепых. Луи был одним из способнейших воспитанников — выучил на слух пять языков, научился играть на пианино и органе, в 14 лет стал руководителем институтских мастерских, в 16 — органистом в церкви.
После окончания учебы Луи работал в институте репетитором. Брайль преподавал географию, алгебру и музыку, давал концерты. Работал без отпусков: это привело к переутомлению. В 26 лет он заболел туберкулезом. Но едва наступало улучшение, он возвращался к ученикам.
Еще во время учебы Брайль задумал создать систему письменности через осязание, которая позволит записывать цифры, химические, физические знаки, ноты. Над системой он работал долгие годы, но идею не поддержали. Одним из аргументов было то, что шрифт неудобен для зрячих преподавателей. Но в 1837 году институт согласился напечатать шрифтом Брайля «Краткую историю Франции».
Дальнейшая жизнь Луи Брайля — работа в институте, любовь и признание учеников, болезнь, совершенствование. Брайль был по-настоящему добрым человеком и жалел своих учеников. Из получаемых им денег небольшую часть он тратил на самое необходимое, а остаток откладывал на книги и приспособления для бедных студентов.
Учитель умер в 43, измученный болезнью, не дожив одного года до официального признания алфавита. После его смерти друзья нашли в вещах коробку с надписью: «Сжечь, не открывая». Там лежали сотни долговых расписок от тех, кому Луи одалживал деньги. Через 18 лет, в 1870 году, алфавит Брайля стал основой обучения и книгопечатания для слепых во всех странах мира. В «Британской энциклопедии» Брайль входит в число «100 самых влиятельных изобретателей всех времен».
Энн Салливан — слепая учительница, которая совершила прорыв в обучении слепоглухонемых
Во всем мире Энн Салливан известна как учительница знаменитой слепоглухонемой американской писательницы Хелен Келлер
Энн Салливан выросла в Америке в нищете, в детстве перенесла трахому — инфекционное заболевание глаз, в результате которого ослепла и не могла писать и читать.
В 1880 году девочка пошла в школу Перкинса для слепых, где позднее ей сделали операцию и частично восстановили зрение. Из-за неразвитых социальных навыков она трудно адаптировалась и не могла найти друзей. Однако, благодаря природному интеллекту и сильной воле, ей удалось преуспеть академически. Салливан окончила институт с отличием и была принята учителем школы. Изучила ручной алфавит. Ее плохое зрение побуждало помогать детям с подобной проблемой, чтобы они не были маргинализированы обществом. Она выходила за рамки простого обучения, и это стало ее призванием.
В 20 лет Энн предложили стать учителем для слепоглухонемой девочки Хелен Келлер, которая была подвержена страшным истерикам и испытывала трудности в общении с внешним миром из-за нестабильного эмоционального состояния. Салливан, используя личный опыт и природный педагогический талант, сумела добиться высоких результатов в обучении Келлер.
Спустя годы обе женщины вошли в историю. Хелен Келлер — как первая слепоглухонемая американская писательница и лектор, которая боролась за права слепых и слабовидящих во всем мире. Энн Салливан — как талантливейший педагог, которая посвятила Келлер всю жизнь — научила говорить, читать и писать.
Хелен продолжила обучение в нескольких институтах, получила признание в колледже Рэдклифф и стала первым глухим человеком, который получил высшее образование. Она сама обучила многих студентов, а ее личная история стала основой пьесы «Сотворившая чудо».
Энн Салливан стала почетным стипендиатом института Шотландии, получила почетные степени Гарвардского университета и Темпл, а в 2003 году введена в Национальный зал славы женщин.
Энн и Хелен никогда не расставались. По своим беседам они опубликовали книгу. В 1962 году Голливуд снял документальный фильм «The Miracle Worker», который получил два Оскара.
Стивен Хокинг — парализованный профессор математики, который объяснил миллионам устройство Вселенной
Фотографии: AP
Стивен Хокинг — английский физик‑теоретик и популяризатор науки, профессор математики Кембриджского университета
Стивен Хокинг родился в Оксфорде в 1942 году. В школе у него не было особых успехов: на уроках работал невнимательно и небрежно, а почерк приводил в ужас учителей. Однако одноклассники дали Стивену прозвище Эйнштейн. В 1962 году Хокинг получил степень бакалавра гуманитарных наук, окончив Оксфордский университет. А позже — степень доктора философии в колледже Кембриджа. Затем начал преподавать в британских вузах.
Еще в начале 1960-х у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые впоследствии привели к параличу. У него двигались только пальцы правой руки, которыми он управлял своим креслом. Врачи считали, что жить ему осталось два с половиной года, однако болезнь развивалась не так быстро. В 1985 году он потерял способность говорить и стал общаться с помощью синтезатора речи. Несмотря на это, Стивен вел активную жизнь.
Два года Хокинг преподавал теорию гравитации, стал профессором физики и математики. Сам он говорил, что никогда не получал математического образования со времен школы и в первый год преподавания читал учебник, опережая собственных студентов на две недели. Стивен учил, что ошибаться — не страшно, главное — делать правильные выводы: «…это может быть к лучшему. Нет никого совершенного в этом мире. Без недостатков не существовало бы ни вас, ни меня».
Исследовательскую деятельность он начал в 1965 году — осмыслял Вселенную через формулы и теории. Благодаря своей работе, Хокинг стал одним из самых авторитетных ученых мира: ему присвоили 13 почетных степеней в разных университетах и приглашали читать там курсы лекций. 30 лет он занимал одну из престижнейших должностей в мире науки — Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете. В свое время на этом месте был Исаак Ньютон.
Стивен начал «нести науку в массы» с выпуска книги «Краткая история времени», которая мгновенно стала всемирным бестселлером. В ней рассказывалось об устройстве Вселенной и ее эволюции, причем сделано это было настолько простым и доступным языком, что эти сложные вопросы становились понятными даже очень далеким от точных наук читателям. Книги Хокинга переведены на множество языков. Он всю жизнь доказывал, что наука может и должна быть увлекательной.
«Школьная наука часто преподается в сухой и неинтересной форме. Дети учатся механически запоминать, чтобы сдать экзамен, и не видят связи науки с окружающим миром»
В его книгах нет сложных формул, расчетов и терминов: перед написанием труда издатель сказал ученому, что каждое новое уравнение в тексте уменьшает количество потенциальных читателей вдвое. Фильм «Вселенная Стивена Хокинга» стал сенсацией научно-популярного кино. Кроме того, Стивен сам участвовал в съемках фильмов и рассказывал о возможности путешествий во времени и перемещения в пространстве.
Хокинг получил больше 30 наград — премий, орденов. В конце 2015 года Лондонским королевским обществом учреждена «Медаль Стивена Хокинга за научную коммуникацию». Утром 14 марта 2018 года Стивен Хокинг скончался на 77-м году жизни в своем доме в Кембридже.