Мое знакомство с новым проектом Федеральных государственных стандартов говорит о следующем: писано не для учителя, а для чиновника. Вообще, трудно себе представить, что найдется учитель, который до конца внимательно прочитает этот документ. Усилиями профессионалов создаются стандарты, инструкции, приказы, но их исполнение всегда и везде зависит от учителя и от условий, в которых тот трудится. Чем больше указаний, тем больше вероятность, что их проигнорируют.

ФГОС перегруженного учителя

Стандарты могут лечь тяжелым грузом на учителя. Фото Pixabay.

Стандарты образования нужны не как требования, а как нормы или образцы деятельности. Например, для современного человека норма — умение анализировать и систематизировать; умение управлять своим мышлением, эмоциями; умение самостоятельно приобретать актуальные знания, развивать способности и адекватно их оценивать. Если человек этого делать не умеет — значит, он конфликтует с собой и миром или живет в несовременном сообществе.

Опубликованный проект ФГОС на руку перегруженному учителю, у которого нет времени и энергии на профессиональный рост (чтение, посещение семинаров, изучение опыта коллег). Усталому учителю проще следовать ограничивающим правилам, имитировать, чем заниматься творческим педагогическим трудом.

Такие стандарты в руках администрации и чиновников — инструмент наказания. Учителю, работающему под прессом «административщины», можно предъявить массу претензий за любое нарушение. Это ставит его в положение марионетки, а марионетка лишена авторитета. Высокие же стандарты образования можно реализовать только в сообществе, в котором высок авторитет учителя, ответственного за результаты своего труда и независимого от бюрократического контроля.

Есть места, где стандарты очень важны. Например, предприятие быстрого питания. Но школа же не Макдональдс.


Источник