В документах и управленческих решениях российская школа формально декларирует, но фактически полностью игнорирует задачу развития интеллекта школьников. Начнем с того, что нигде в этих документах не определено, что такое интеллект и как его развивать. Между тем, это не настолько очевидно, чтобы считать, что все одинаково это понимают и самостоятельно разберутся. Давайте попробуем.
Интеллект — это субъективное условие, потенциал, способность индивида решать задачи по переработке информации. Очень похоже на мышление, но мышление — это процесс, а интеллект — предпосылка, потенциальное условие этого процесса. Поэтому интеллект можно измерить, а мышление — нельзя.
Исследованиями интеллекта всю жизнь занимался Жан Пиаже (1896–1980). В результате он предложил «укрупненную» периодизацию стадий развития интеллекта у детей:
- сенсомоторная стадия — от рождения до 2 лет,
- стадия конкретно-операционального интеллекта — 2–11 лет,
- стадия формальных операций — 11–15 лет.
Специалисты признают, что это наиболее продвинутая психологическая теория развития мышления, оказывающая сильное влияние на всю современную мировую психологию.
Однако, для наших задач, связанных с обучением в школе, теорию Пиаже применить трудно: она устанавливает слишком широкие и нечеткие ориентиры в развитии интеллекта. Кроме того, она типологизирует, а не выявляет структуру интеллекта — а именно его структуру важно понимать, если работаешь с детьми.
Мой многолетний опыт и наблюдения развития детей говорит о том, что интеллект человека имеет многоуровневую, пирамидообразную структуру, так что каждый новый, более высокий уровень (или вид) интеллекта формируется на основе и при условии уже сформированного предыдущего уровня.
Конкретно-действенный интеллект
Итак, в основе всех остальных видов интеллекта лежит интеллект конкретно-действенный. Это вид интеллекта соответствует сенсомоторному у Жана Пиаже, и начинает развиваться от рождения ребенка. По достижении 2–3 лет он не исчезает, не перестает существовать; другие виды интеллекта наслаиваются на него. Конкретно-действенный интеллект помогает человеку справиться с практическими задачами. Например, к этому виду интеллекта относится все, что связано с «техничными движениями»: техника игры на музыкальных инструментах, балетная, гимнастическая техника и т. п. Идиома «золотые руки» описывает как раз тот случай, когда человек обладает очень развитым конкретно-действенным интеллектом. Мы «включаем» этот интеллект, когда плаваем или ездим на велосипеде, когда совершаем некие действия, требующие автоматизма или навыка ориентации в пространстве.
Эмоциональный интеллект
Следующий уровень интеллекта — эмоциональный. Он связан с более высоким уровнем нервно-психической деятельности — уровнем чувств и эмоций. Эмоциональный интеллект позволяет их передавать и воспринимать через них явления и процессы (например, видеть во внешнем мире красоту или угрозу). Например, суть любого искусства — в воздействиях на человека через эмоциональный интеллект.
Важнейшие эмоции для человека с точки зрения обучения — чувство безопасности и интереса. Ребенок будет самостоятельно приобретать знания, только если чувствует, что защищён и ему интересно.
Однако очень часто мы принимаем за обучение всего лишь защитную, адаптационную реакцию ребенка на различные угрозы — именно на этом построено обучение в массовой российской школе, где школьник «учится», пытаясь избежать негативной отметки или заработать поощрительную. Такие адаптационные реакции не являются обучением, потому что не приводят к приобретению знаний, которые можно использовать иначе как в целях получения положительных отметок.
Частный вывод: результаты ЕГЭ лишь косвенно свидетельствуют о адаптационных возможностях этого индивида и его семьи, которая смогла или не смогла обеспечить его поддержку.
Особенно ярко проявляется эмоциональный интеллект в позднем дошкольном и младшем школьном возрасте. Чтобы обучение было успешным в каждый конкретный день, нужно «будить» эмоциональный интеллект ребенка, вызывать у него эмоциональный подъём. Но, как на беду, в результате всеобщей маниакальной погони «за безопасностью» даже цветы на подоконниках и живые уголки нынче запрещены. А без развития и активизации эмоционального интеллекта невозможно перейти на более высокий уровень развития интеллекта — вербально-логический.
Вербально-логический интеллект
На уровне вербально-логического интеллекта формируется осознанная речь, развивается логическое и абстрактное мышление. Обычно, при нормальном развитии и правильном обучении, это происходит в возрасте с 6 до 12 лет. «Правильность» в этом случае означает, что для абстрактных умственных действий ребенка создан фундамент в виде конкретных моторных действий с материальными объектами и активированного эмоционального интеллекта: как минимум, при обучении счету используются счетные палочки или бухгалтерские счеты, действия в текстовых задачах и текстах по языку явно проигрываются, а задачи по физике решаются после натурного лабораторного практикума.
Сосредотачиваться на развитии одного лишь вербально-логического интеллекта опасно: во взрослом состоянии это приведёт к деградации эмоционального интеллекта, к демотивации и даже развитию депрессий. К примеру, великий ученый Чарльз Дарвин настолько углубился в подготовку трудов по эволюции видов, что утратил способность к чувствам и эмоциям, сопереживанию, стал эмоционально холодным и сильно от этого страдал, о чем написал в своих мемуарах. Другой ученый, Игорь Курчатов, зная об этом, буквально заставлял себя чуть ли не еженедельно посещать театр и филармонические концерты, чтобы предотвратить эмоциональную деградацию, или, как сказали бы теперь, выгорание.
Социальный и духовный интеллекты
Есть и более высокие уровни развития интеллекта — социальный и духовный. Социальный интеллект начинает развиваться у детей с 5 лет и прогрессирует в период младшей школы (когда детей особенно интересуют справедливость и несправедливость, нормы и мораль, которыми руководствуются в своем поведении люди). Но главным для ребенка социальный интеллект становится в подростковом периоде и юности, с 12 до 18 лет, когда человек решает для себя вопрос о своем месте в мире и значимости в обществе.
Развитие социального интеллекта в подростковый период должно происходить не в процессе фронтального обучения, а в процессе коллективного воспитания. Однако современная российская школа в принципе отказалась от воспитания (за исключением «патриотического» — сборки-разборки автомата Калашникова и маршировки по двору). Дополнительное образование тоже не сильно помогает. Поэтому уровень социального интеллекта российской молодежи в ее основной массе снижается, и это снижение сопровождается ранним алкоголизмом, наркотизацией, суициальными и даже террористическими наклонностями.
Фото в анонсе: Pixabay