Кажется, что просмотр фильмов – это не про школьное обучение, а про развлечение. Но на самом деле всё зависит от того, как смотреть кино вместе с детьми. Фильмы могут развивать художественный вкус, эрудицию, образное и критическое мышление. Подробнее о том, как правильно смотреть кино со школьниками, рассказывает эксперт Фоксфорда, учитель иностранных языков Наталья Бородина.

Как смотреть фильмы со школьниками?

Выбирайте фильм, который вы сами уже смотрели, причем недавно

При выборе фильма не стоит доверять отзывам кинолюбителей в интернете, тематическим подборка фильмов, рекомендациям знакомых. Помните, что именно вы ответственны за то, какое кино показываете детям. То, как давно вы видели выбранную ленту, тоже важно. Может казаться, что вы отлично помните фильм, но с течением времени воспоминания могут меняться. Убедитесь, что лента действительно стоит потраченного времени. Обратите внимание на возрастные ограничения, узнайте, на какую аудиторию рассчитан этот фильм. Кроме того, не забудьте перед просмотром дать небольшую вводную информацию о киноленте: кто режиссёр, какие актёры играют, история съёмок, место и время действия.

Школьник должен анализировать то, что смотрит

Просмотр кино может быть бесполезным, если ребенок или подросток не до конца понимает его смысл, не сопереживает героям, не «узнает» себя в фильме, не ведет внутренний диалог с собой и автором, не строит ассоциаций.

Попросите ребят делать заметки в тетради или блокноте – это пригодится при обсуждении фильма после просмотра. Например, можно делать записи по пунктам:

  • предметы в обстановке, на которые обратили внимание;
  • знаки, отсылки;
  • телодвижения, позы персонажей;
  • фразы, которые зацепили;
  • кадры;
  • вопросы, которые возникли;
  • мысли, которые пришли в голову;
  • ассоциации, параллели;
  • конфликты, противоречия, которые заметили. 

Попросите ребят отрефликсировать поступки героя

Для того чтобы ребята смогли интерпретировать фильм, можно предложить им разные схемы. Например, концепцию деконструкции сюжета советского филолога Владимира Проппа, которую он изложил в своей работе «Морфология сказки». Пропп выделил универсальные структурные схемы сказок, по которым действует персонаж и разворачивается сюжет, однако наблюдения филолога можно использовать для анализа и других литературных и даже кинематографических произведений. Всего таких схем 31, среди них:

  • отлучка, пропажа кого-то или чего-то;
  • обращение к герою с запретом;
  • нарушение запрета;
  • получение антагонистом сведений о жертве;
  • подвох, обман со стороны антагониста;
  • пособничество со стороны обманутой жертвы;
  • вредительство со стороны антагониста и другие.

Как правило, сюжет разворачивается, согласно схемам, по порядку. Но иногда в канве повествования некоторых схем может и не быть, или они будут использоваться непоследовательно.

Научите школьников понимать язык кинематографа: от сценария до цвета и света

Попросите учеников по одному или в команде следить на протяжении фильма за одним из элементов киноязыка: сценарием, цветом/светом, звуком, камерой, местом действия, актёрской игрой. Режиссёрская задумка всегда многопланова и выражается, в том числе с помощью деталей, например, рисунка на майке персонажа, песни, которую он поёт, книге, которую читает. Таким образом, автор картины создает отсылки к другим произведениям искусства. «Нет ни первого, ни последнего слова и нет границ диалогическму контексту. Он уходит в безграничное прошлое и безграничное будущее», – писал русский философ и культуролог Михаил Бахтин. Он имел в виду, что любое художественное произведение, будь то книга, скульптура или фильм, отсылает зрителей, слушателей или читателей к уже известным текстам в широком смысле этого слова.

Обсудите фильм после просмотра: проведите дискуссию

Вопросы для обсуждения зависят от фильма, который вы посмотрели. Возможно, ребята сами предложат тему для дискуссии, поделятся тем, что их особенно тронуло, удивило, разозлило или побудило испытать другие эмоции. Вот возможные вопросы для обсуждения:

  • Какие ощущения вызвал фильм?
  • Если вы ничего не почувствовали, почему?
  • Получили ли удовлетворение от просмотра: эстетическое, интеллектуальное?
  • Вызвал ли фильм ассоциации с собственной жизнью, историями ваших близких друзей?
  • Что вас удивило?
  • Какие вопросы остались после просмотра фильма?
  • Имеет ли фильм шансы на популярность среди массовой аудитории?

Источник