ПедсоветФотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Речь — не врожденная функция человеческого организма. Каждый из нас осваивает ее индивидуально, подражая окружающим. Логопед Ольга Гусева рассказывает, что нужно знать об основных этапах становления речи у детей дошкольного возраста. 

С рождения до года

С первых минут жизни ребенок начинает кричать и плакать. И это — важный подготовительный этап для становления речи: крик и плач развивают дыхательные и голосовые движения артикуляционного аппарата. 

Через две недели после рождения ребенок начинает реагировать на голос взрослого: перестает плакать, начинает прислушиваться, когда к нему обращаются. 

К концу первого месяца жизни ребенка можно успокоить спокойной песенкой. Он начинает поворачивать голову в сторону говорящего и даже следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию. 

Ко второму месяцу крик ребенка обогащается интонацией, начинают формироваться функция общения: он реагирует на удаление игрушки из поля зрения, на перевозбуждение перед сном, на прекращение разговора. 

В два месяца у малыша начинают появляться непроизвольные речевые реакции  —   гуление. Ребенок издает такие звуки:

  • б-м-п (губные), которые вызваны сосательным рефлексом;
  • к-г-х (заднеязычные), которые вызваны глотательным рефлексом. 
  • к гулению также относится радостное кряхтение, повизгивание. 

На третьем-четвертом месяце гуление переходит у ребенка в лепет — неосознанное повторение различных слогов. Сначала ребенок делает это, подражая сам себе, затем начинает присматриваться к артикуляторным движениям взрослых. Ближе к пяти месяцам ребенок может повторять слоги за говорящим. 

В шесть-семь месяцев у ребенка появляются слоги ма-ма-ма, ба-ба-па, которые постепенно закрепляются в речи. 

После восьми месяцев у ребенка появляются слова, которые закрепились путем повторения одного и того же слога. Дети начинают адекватно реагировать на фразы, которые сопровождаются жестом и мимикой. Кроме того, в этом возрасте начинает развиваться соотношение звукового образа с предметом: ребенок уже поворачивает голову на вопрос «Где мама?» или «Где папа?». Если многократно повторять слово и показывать называемый предмет, у малыша начинает формироваться связь между зрительным представлением и звучащим словом. 

К концу первого года речь у ребенка все еще ситуативна, зависит от эмоционального проявления взрослого. Одним словом ребенок может выражать чувства, желания или обозначать предмет. Например, слово «мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. 

Первые слова, как правило, состоят из одинаковых парных  слогов. Например, «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ням-ням» и так далее. Иногда встречается повторение разных слогов, например, «би-ка» (машина). При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. В год здоровый малыш владеет в норме 8-10 словами, которые состоят из парных одинаковых и неодинаковых слогов.

На что обратить внимание родителю!

С первых дней жизни следует обращать внимание на крик ребенка. Слабый, необычный по тембру или хрипловатый звук может быть признаком:

  • пареза (снижения силы мышц);
  • мышечного паралича;
  • снижения слуха. 

Отсутствие или «затухание» лепета, его слабая выраженность может свидетельствовать о снижении слуха у ребенка.

 

От года до трех лет

С появлением способности передвигаться у ребенка начинает очень активно развиваться речь. При этом вначале у малыша еще наблюдаются звуковые искажения: он употребляет ударные гласные либо первые слоги, пропускает или заменяет трудные звуки.  

С полутора лет слово у ребенка приобретает обобщенный характер. Он начинает понимать словесные объяснения взрослого, постоянно спрашивает, что и как называется. 

На втором и третьем году жизни ребенка происходит значительное накопление словаря. В полтора года в словарном запасе ребенка может быть 10-15 слов. В два года — уже 300. В три года — около 1000. Значения слов в этом возрасте становятся всё более определенными. 

К концу второго года у ребенка начинает формироваться элементарная фразовая речь. Он начинает объединять два-три простых слова. Например «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

К началу третьего года начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания и просьбы одним словом, потом примитивными фразами без грамматического содержания. Затем постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. 

В три года в речи ребенка появляются единственное и множественное числа, падежные окончания, суффиксы, времена и лица глаголов. В этом возрасте ребенок уже должен уметь различить, где на картинке нарисованы ложки, а где — ложка, где ключ, а где ключик; может по просьбе взрослого положить мяч на стол или под стол и. т. п. 

На что обратить внимание родителю!

Если ребенок с трудом выполняет легкие задания, не понимает обращенную к нему речь, у ребенка не формируется фразовая речь  — это повод обратиться к логопеду. 

С трех до семи лет

С трех до семи лет у ребенка все больше развивается навык слухового контроля за собственным произношением. В это время формируется фонематическое восприятие  — возможность различать звуки речи на слух. При этом у большинства детей еще сохраняется неправильное звукопроизношение свистящих, шипящих, соноров. Реже встречаются дефекты смягчения или, наоборот, озвончения звуков. 

Также происходит очень быстрое накопление словаря: в этом возрасте появляется от 3 до 4 тысяч слов. Значения все больше уточняются и во многом обогащаются, но дети еще неправильно употребляют многие слова. Например, вместо «поливать из лейки» говорят «леить». Или лопатку называют «копаткой». Вместе с тем это свидетельствует о чувстве языка, формируется способность к словотворчеству. 

Параллельно с развитием словаря в этом возрасте ребенок овладевает связной речью. После трех лет она усложняется, увеличивается в объеме. 

Сначала дети пользуются простыми предложениями, потом — простыми распространенными, и далее сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. На пятом году жизни ответы детей на вопросы все больше напоминают короткий рассказ.

В пять лет ребенок может без дополнительных вопросов пересказать сказку, т. е. овладевает монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие. Сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки. Затем отличать твердые и мягкие, различать соноры, шипящие и свистящие. 

К пяти-шести годам у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения, он начинает говорить совсем чисто. Формируется контекстная речь — без опоры на наглядность. Сначала она проявляется при пересказе сказок, рассказов, а затем и при описании каких-либо событий из личного опыта. 

На что обратить внимание родителю!

Если к 5-6 годам ребенок неправильно или вообще не произносит какие-либо звуки, переставляет или пропускает слоги и звуки, — это повод обратиться к специалисту.

 


Источник