Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Речь — не врожденная функция человеческого организма. Каждый из нас осваивает ее индивидуально, подражая окружающим. Логопед Ольга Гусева рассказывает, что нужно знать об основных этапах становления речи у детей дошкольного возраста.
С рождения до года
С первых минут жизни ребенок начинает кричать и плакать. И это — важный подготовительный этап для становления речи: крик и плач развивают дыхательные и голосовые движения артикуляционного аппарата.
Через две недели после рождения ребенок начинает реагировать на голос взрослого: перестает плакать, начинает прислушиваться, когда к нему обращаются.
К концу первого месяца жизни ребенка можно успокоить спокойной песенкой. Он начинает поворачивать голову в сторону говорящего и даже следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию.
Ко второму месяцу крик ребенка обогащается интонацией, начинают формироваться функция общения: он реагирует на удаление игрушки из поля зрения, на перевозбуждение перед сном, на прекращение разговора.
В два месяца у малыша начинают появляться непроизвольные речевые реакции — гуление. Ребенок издает такие звуки:
- б-м-п (губные), которые вызваны сосательным рефлексом;
- к-г-х (заднеязычные), которые вызваны глотательным рефлексом.
- к гулению также относится радостное кряхтение, повизгивание.
На третьем-четвертом месяце гуление переходит у ребенка в лепет — неосознанное повторение различных слогов. Сначала ребенок делает это, подражая сам себе, затем начинает присматриваться к артикуляторным движениям взрослых. Ближе к пяти месяцам ребенок может повторять слоги за говорящим.
В шесть-семь месяцев у ребенка появляются слоги ма-ма-ма, ба-ба-па, которые постепенно закрепляются в речи.
После восьми месяцев у ребенка появляются слова, которые закрепились путем повторения одного и того же слога. Дети начинают адекватно реагировать на фразы, которые сопровождаются жестом и мимикой. Кроме того, в этом возрасте начинает развиваться соотношение звукового образа с предметом: ребенок уже поворачивает голову на вопрос «Где мама?» или «Где папа?». Если многократно повторять слово и показывать называемый предмет, у малыша начинает формироваться связь между зрительным представлением и звучащим словом.
К концу первого года речь у ребенка все еще ситуативна, зависит от эмоционального проявления взрослого. Одним словом ребенок может выражать чувства, желания или обозначать предмет. Например, слово «мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба.
Первые слова, как правило, состоят из одинаковых парных слогов. Например, «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ням-ням» и так далее. Иногда встречается повторение разных слогов, например, «би-ка» (машина). При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. В год здоровый малыш владеет в норме 8-10 словами, которые состоят из парных одинаковых и неодинаковых слогов.
На что обратить внимание родителю!
С первых дней жизни следует обращать внимание на крик ребенка. Слабый, необычный по тембру или хрипловатый звук может быть признаком:
- пареза (снижения силы мышц);
- мышечного паралича;
- снижения слуха.
Отсутствие или «затухание» лепета, его слабая выраженность может свидетельствовать о снижении слуха у ребенка.
От года до трех лет
С появлением способности передвигаться у ребенка начинает очень активно развиваться речь. При этом вначале у малыша еще наблюдаются звуковые искажения: он употребляет ударные гласные либо первые слоги, пропускает или заменяет трудные звуки.
С полутора лет слово у ребенка приобретает обобщенный характер. Он начинает понимать словесные объяснения взрослого, постоянно спрашивает, что и как называется.
На втором и третьем году жизни ребенка происходит значительное накопление словаря. В полтора года в словарном запасе ребенка может быть 10-15 слов. В два года — уже 300. В три года — около 1000. Значения слов в этом возрасте становятся всё более определенными.
К концу второго года у ребенка начинает формироваться элементарная фразовая речь. Он начинает объединять два-три простых слова. Например «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
К началу третьего года начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания и просьбы одним словом, потом примитивными фразами без грамматического содержания. Затем постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
В три года в речи ребенка появляются единственное и множественное числа, падежные окончания, суффиксы, времена и лица глаголов. В этом возрасте ребенок уже должен уметь различить, где на картинке нарисованы ложки, а где — ложка, где ключ, а где ключик; может по просьбе взрослого положить мяч на стол или под стол и. т. п.
На что обратить внимание родителю!
Если ребенок с трудом выполняет легкие задания, не понимает обращенную к нему речь, у ребенка не формируется фразовая речь — это повод обратиться к логопеду.
С трех до семи лет
С трех до семи лет у ребенка все больше развивается навык слухового контроля за собственным произношением. В это время формируется фонематическое восприятие — возможность различать звуки речи на слух. При этом у большинства детей еще сохраняется неправильное звукопроизношение свистящих, шипящих, соноров. Реже встречаются дефекты смягчения или, наоборот, озвончения звуков.
Также происходит очень быстрое накопление словаря: в этом возрасте появляется от 3 до 4 тысяч слов. Значения все больше уточняются и во многом обогащаются, но дети еще неправильно употребляют многие слова. Например, вместо «поливать из лейки» говорят «леить». Или лопатку называют «копаткой». Вместе с тем это свидетельствует о чувстве языка, формируется способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря в этом возрасте ребенок овладевает связной речью. После трех лет она усложняется, увеличивается в объеме.
Сначала дети пользуются простыми предложениями, потом — простыми распространенными, и далее сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. На пятом году жизни ответы детей на вопросы все больше напоминают короткий рассказ.
В пять лет ребенок может без дополнительных вопросов пересказать сказку, т. е. овладевает монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие. Сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки. Затем отличать твердые и мягкие, различать соноры, шипящие и свистящие.
К пяти-шести годам у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения, он начинает говорить совсем чисто. Формируется контекстная речь — без опоры на наглядность. Сначала она проявляется при пересказе сказок, рассказов, а затем и при описании каких-либо событий из личного опыта.
На что обратить внимание родителю!
Если к 5-6 годам ребенок неправильно или вообще не произносит какие-либо звуки, переставляет или пропускает слоги и звуки, — это повод обратиться к специалисту.