Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Свою историю Педсовету рассказала Алина Семенова (имя и фамилия изменены по просьбе героини) — молодой педагог, которая два с половиной года работает учителем физики в российском областном центре.
Учёба с «сюрпризом»
Еще в средней школе я определилась с профессией. Мне нравилась физика, я была одной из немногих в классе, кто действительно увлеченно решал задачи, исправно делал домашнее задание и легко воспроизводил в голове нужные формулы. Проблема была только в том, что учителя по физике у нас менялись постоянно, практически каждый год. Подготовиться к ЕГЭ было сложно, но я смогла и поступила в вуз.
Учиться было интересно, сложности меня не страшили, а предмет увлекал. Но первое, что мне сразу бросилось в глаза, — это настрой преподавателей в вузе. В большинстве своем они очень негативно относились к работе в школе, с детьми. Один методист так и говорил: «Все дети — сволочи, и к ним нужно подходить с этой установкой! Их надо не любить, а учить и спрашивать по всей строгости за все!»
Я не могла смириться с таким подходом. Думала, что моя любовь к детям поможет одновременно и спрашивать по всей строгости, и давать знания. В моей картине мира строгие и злые учителя — это выгоревшие люди, которые за долгие годы работы уже устали от своей профессии. Я и не думала, что такие установки будущие педагоги могут получать в стенах вуза.
Первый год в школе
Совершенно неожиданными оказались учительские будни. Когда я была школьницей, мне казалось, что учителя живут спокойной, размеренной жизнью и уходят домой в 14:00. А в реальной жизни никто не знает, сколько пачек тетрадей он несет домой и сколько конспектов ему нужно разработать на следующий день для подготовки к уроку.
Я представляла себе, что буду проводить дни в исследованиях и активной совместной работе с детьми, но с нагрузкой 32 часа (шесть-семь уроков в день) с 7-го по 11-й классы и кучей бумажной работы на какие-то еще дополнительные занятия времени просто не хватает. Дай бог, если удастся нормально подготовиться к уроку. А первое время делать это нужно особенно тщательно, чтобы не упустить что-то важное!
Я могла — да и сейчас могу — закончить проверять тетради в 22:00. Праздники, выходные, плохое самочувствие — это вообще никого не волнует. На тебя вешают 250 детей, и ты должна каким-то чудом запомнить способности и возможности каждого из них, подойти к каждому максимально индивидуально. Ну, это если хочешь какой-то продуктивности, а не просто работы «для галочки». А я хочу.
Ученик или его родитель может написать в 11-м часу вечера: «Извините, а почему у меня/моего сыночка выходит тройка в четверти?» И делает он это аккурат за неделю до ее окончания. Ни днем раньше. Хочется кричать. Но я делаю глубокий вдох и объясняю, почему.