Учиться на учителя: что ждёт педагогическое образование в России
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

На 2021 год кадровый дефицит в сфере школьного образования составлял 250 тысяч человек. При этом спрос на педагогические специальности в вузах растет, а в 2022 году в университетах будет открыто более 75 тысяч мест. Разбираемся, что ждет педагогическое образование и получится ли возместить дефицит учителей. 

Спрос растёт

Вступительная кампания–2021 доказывает, что педагогическое образование остается востребованным: за последние два года прием по направлению «Образование и педагогические науки» вырос почти на 10 тысяч человек. Причем это не искусственное увеличение мест в вузах — министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков назвал образование и педагогическую деятельность в числе пяти направлений, которые пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов. 

Востребованность педобразования подтверждают не только чиновники, но и независимые эксперты. 

Ирина Маслова, и.о. директора Института экономики и управления Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева: 

По мнению Ирины Масловой, абитуриенты выбирают педспециальности по двум причинам:

  • Большой выбор образовательных программ педагогических направлений. 

Нынешние абитуриенты могут выучиться не только на учителя, но и на дефектолога, и педагога творческих направлений, специалиста по цифровым технологиям в образовании. 

  • Изменение условий труда педагогов в крупных городах.

Средняя зарплата учителя на 2021 год составляет 43 640 рублей, причем в крупных городах — например, Москве, Новосибирске, Екатеринбурге — педагоги получают больше, чем в районных центрах. Также во многих регионах действуют программы льготной ипотеки для учителей. 

Читайте также: Где в России учителю жить хорошо? Сравниваем реальные зарплаты по регионам

Вузы не справляются с конкуренцией

Но, несмотря на рост числа абитуриентов, у педвузов есть проблемы. Конкуренты — онлайн-курсы, частные образовательные организации — предлагают за короткий срок дать «под ключ» те же знания, что годами приходится осваивать в государственных учебных заведениях. 

Ирина Маслова: 

«Конкуренция — это неплохое явление, которое стимулирует развитие всей образовательной сферы. Другое дело, что она не должна быть недобросовестной. Когда с экранов телевизоров или из интернета звучит призыв вроде «Зачем учиться много лет? Приходи на трехмесячные курсы — станешь программистом и будешь зарабатывать на фрилансе много денег! Наши выпускники устраиваются на хорошие должности – до ста процентов гарантии!» – тут важно уметь читать между строк». 

Плюс вузов — в практике: не все краткосрочные курсы позволяют получить практический опыт и отточить навыки. К тому же они не заменят базового образования и больше подойдут опытному педагогу, чем выпускнику школы. 

«Вы бы пошли к стоматологу, единственным образованием которого являются краткосрочные курсы? Скорее всего, нет. В гуманитарной сфере все примерно так же — специалисты с поверхностными знаниями работодателям не нужны», — уверена Ирина Маслова.

Содержание профессии будет меняться

Если говорить о будущем, то учителя и воспитатели младших возрастных групп будут востребованы всегда. При этом «Атлас новых профессий» выделяет в качестве профессий будущего в образовании такие, например, как игропедагог, организатор проектного обучения, тренер по майнд-фитнесу и другие. 

Ирина Маслова: 

«По сути, сейчас многие педагоги и так совмещают эти роли, а в будущем прогнозируют, что такие виды деятельности станут отдельными профессиями».

С другой стороны, педагогика будущего не может опираться только на прикладные навыки и цифровые технологии. Миссия учитея — достучаться до учеников, увидеть их особенности, помочь полюбить предмет, а это требует глубинного знания педагогической методологии и умения пользоваться педагогическими инструментами.

До роста престижности ещё далеко

Педагогическое образование будет тем более востребовано у абитуриентов, чем лучше будут условия труда учителей по всей стране и выше уважение к ним со стороны государства и общества. Пока же, несмотря на рост заработной платы у работников образования, выпускники не идут в школы. 

В 2019 году министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что лишь 70 процентов студентов педвузов получают дипломы, и только половина из этих выпускников идут работать в школы. Большинство учителей в школе — это люди старше 50 лет. По прогнозу Васильевой, если ничего не изменится, к 2024 году школам России будет не хватать более 180 тысяч учителей.

Возможно, это связано с тем, что учителя не всегда имеют доступ к современным образовательным технологиям, не могут получать профессиональную переподготовку за счет бюджета, сталкиваются с цензурой, ведя соцсети. 

Кроме увеличения количества бюджетных мест и программы для сельских учителей, ничего глобального чиновники абитуриентам и выпускникам предложить пока, кажется, не могут.


Источник