Сегодня педагогическое сообщество находится в активном поиске тех образовательных форм, которые будут отвечать тренду на персонализацию. Это и проектное обучение, и профориентация, и увеличение доли элективных курсов в старшей школе. Одна из форм, которую нам успешно удалось апробировать в школе «Золотое сечение», — это тьюторское сопровождение старшеклассников.

В этой статье мы постараемся ответить на три важных вопроса. Кто такой тьютор в нашем понимании? Почему тьюторы нужны ученикам? Почему самому педагогу-предметнику будет полезен опыт тьюторства?

Чем занимается тьютор?

Современная тьюторская профессия восходит к тьюторам, работавшим более века назад в Оксфорде. Первоначально это были взрослые люди, которые старались сделать так, чтобы досуг юных студентов проходил по большей части в стенах колледжа и не включал посещение таверн. Постепенно престиж профессии рос, а задачи тьюторов расширялись. Теперь оксфордские занятия с тьютором должны были дать возможность студентам научиться самостоятельно думать, контролировать усвоение знаний, оценивать свой прогресс, сохранять мотивацию. Работа тьюторов осуществлялась индивидуально, и обращение к ним было личным делом каждого конкретного ученика (тьюторанта). 

Так оформились первые ключевые правила тьюторского сопровождения: оно проходит с помощью индивидуальных встреч, которые должны быть постоянными, последовательными и хорошо спланированными. Эти принципы остаются актуальными и сегодня, а практики тьюторского сопровождения распространяются не только на высшее образование, но и на старшую школу.

Сейчас, когда нам нужно лаконично сформулировать цель работы школьного тьютора, мы отвечаем так: Тьютор — это человек, ответственный за ответственность. 

Более «строгое» определение может звучать так: тьютор — это педагог, который оказывает учащемуся необходимую поддержку при достижении образовательных целей и личностном развитии, а также отвечает за мониторинг прогресса тьюторанта.

По своему функционалу тьютор является одновременно наставником, коучем, воспитателем, мотиватором, а порой даже и провокатором. Тьютор помогает ученику быть осознанным, учиться анализировать и рефлексировать, ставить цели, планировать шаги по достижению этих целей, выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

Зачем учителю становиться тьютором?

В «Золотом сечении» школьники работают с персональными тьюторами (всего в нашей тьюторской команде девять педагогов) начиная с девятого класса. Регулярные индивидуальные встречи с тьюторами продолжаются весь год, при переходе в 10 класс ученики могут сменить тьюторов или остаться с прежними. Таким образом, тьюторы — это отдельный и самостоятельный элемент современной школы, интеграция которого лишь обогащает образовательный процесс.

Зачем тьюторы ученикам?


Источник